Взгляд Вячеслава ЕРОХИНА

из нового творчества - сборники стихов - сатира - публицистика - фильмография - дневники - фото

 

МОЕ ОТКРЫТИЕ ТЕТЕРИНОК

Если в доме домовой, то в селе – хранитель. Таким в деревне Тетеринки Подольского района является Владимир Михайлович Федоров, продолжатель многих поколений своего рода, укоренившегося на этой подмосковной земле.

В конце зимы она все-таки пришла - эта самая зима. С трудом вспоминается, чтобы на исходе февраля по-январски свежо похрустывал снег, ослепляя глаза первозданной белизной. Тут тебе и пушкинское “мороз и солнце – день чудесный”, и есенинское “греет грудь мою легкий мороз”. Завалило, заметелило в этом году так, что даже мощный грейдер пыхтит и напрягается, расчищая с дороги снежные завалы. И это не на центральной улице города, а на границе Московской и Калужской областей, в пяти – семи километрах от волостного центра Рогово (извините за старорежимную лексику), на пути в старинную русскую деревню Тетеринки. Старина здесь уникальная. В огородах попадается обожженная керамика, скорее всего, раннеславянской эпохи. Не случайно в прошлом году один из местных жителей нашел монету начала двенадцатого века! Каждый год в окрестностях деревни лазают с миноискателями невесть откуда свалившиеся черные следопыты, разыскивая реликвии войны 1812 года. Владимир Михайлович устал их гонять со своей усадебной территории. Про 1812 год расскажу позднее. А пока, следуя вслед за грейдером в Тетеринки, гляжу на окрестные поля, отдыхающие под снеговой периной.

На въезде в деревню стоит памятник над братской могилой красноармейцев, погибших в этих местах осенью и зимой 41-42 года. Дорожка к могиле аккуратно расчищена. В.М.Федоров, только что перенесший операцию, взял лопату и сделал то, что ему велит сердце. Общественная нагрузка – это второе. Я имею в виду его должность старосты пяти деревень, в том числе и Тетеринок. А грейдер, как вы думаете, с чьей подачи в такой глуши объявился? Опять же он, Федоров, решил вопрос. Вот ведь как интересно получается! Федоров не собственник, не арендатор своей деревни. Живет в маленьком домике, единственное окно которого выходит на поле, по которому в октябре 1812 года на позиции корпуса маршала Мюрата наступали русские полки Орлова-Денисова, а в 1941 – части 53 стрелковой дивизии гнали в обратную сторону забуксовавших вояк вермахта. Федоров чувствует свою причастность ко всему, что происходило и происходит в Тетеринках. Это его земля, и он ее хранитель.

В октябре 1941 года в деревню вошли немцы. Володя помнит, как они разместились в его доме на ночлег. Кто-то из детей бросил в печь нечто, и в избу пошел дым. Немцы рассвирепели, вывели всю семью на улицу и достали автоматы. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в этот момент к дому подъехал офицер и приказал вернуть семью в дом. В двадцати метрах от него было наспех вырытое бомбоубежище. Во время обстрела оно служило укрытием. Владимир Михайлович помнит, как однажды рядом с ними раздался сильный взрыв. Его и тех, кто был вместе с ним, засыпало землей, но никто не пострадал.

А в 44-м он вместе с друзьями играл с найденной «лимонкой». Мать позвала его домой переодеться. Когда Володя снова вышел на улицу, то был ослеплен взрывом. Один из ребятишек – Володя Доценко - погиб, другой получил ранение. Федорова тоже зацепил осколок, но несильно.

В окрестные леса боялись ходить. Повсюду много неразорвавшихся снарядов, кругом колючая проволока. А по краям, в оврагах и воронках – временные захоронения красноармейцев. По- человечески их похоронить не было возможности. Мать Володи – Анастасия Михайловна вместе с другими женщинами (мужиков – то не осталось) собирала трупы с полей, чтобы весной можно было их засеять. Ребят к такой страшной работе не подпускали. Но разве можно было от них что-то утаить. Наверно, с того времени и запала в душу Федорова слезная боль за погибших солдат. Это ужастик похлеще голливудского.

В 54 –м часть временных захоронений вскрыли и останки перенесли в одну братскую могилу в деревне. Поставили памятник, сделали ограду. Все, как положено. На плитах – фамилии около четырехсот погибших красноармейцев. На самом деле их больше. А потом и шеф у могилы появился – Климовский штампочный завод. Оружейники ухаживали за памятником. Два раза в год - 23 февраля и 9 мая участвовали в собраниях жителей деревни, возлагали венки. События эти надолго оставались в памяти у тетеринцев.

Завод после распада Союза забыл про могилу в Тетеринках. Но в упадок она не пришла. Это Владимир Михайлович принял эстафету и у завода, и у своей матери, не забывавшей об этом святом для нее месте.

В 84–м десятки тысяч российских деревень, согласно концепции социолога Т. Заславской, были признаны неперспективными и подлежали уничтожению. Шел процесс укрупнения. А проще сказать – выселения сельчан в город, где многие из них так и не смогли найти себя, деградировали и спились. Тетеринки тоже приговорили. А могила… Решили перезахоронить останки в поселке Рогово, а памятник демонтировать.

И вот в деревню приезжает кран с грузовиком. Рабочие, скрепя сердце, готовятся приступить к работе. А в ограде стоит наш Владимир Михайлович. И что с ним будешь делать?

Еще дважды пригоняли в деревню технику. И каждый раз на защиту памятника вставал председатель профкома опытного хозяйства “Каменка” В.М.Федоров. «Молодец», - говорили ему рабочие, бывшие фронтовики. Жали руку и уезжали. “Бунтарь”, - окрестили в исполкоме райсовета. Но связываться не стали. А Владимир Михайлович понимал, что не только братскую могилу защищает, но и саму деревню. Не будет могилы, не будет и Тетеринок.

Он оказался прав. И могила осталась нетронутой, и деревня живет и здравствует. Чистый, ухоженный уголок земли русской. Рядом протекает речушка Десенка. В нее столько родников впадает, что речную воду пить можно. А рядом с деревней лес, в котором осенью 41-го года стояли немцы. Называется он Солоха. По преданию, так звали русалку. Заманила она раз крестьянина Тараса и утопила в лесном бочаге. Вот с тех пор лес Солохой и зовется. Не здесь ли выудил Гоголь имя для своей диканьковской героини? А еще издревле здесь бают о золотом бочаге, где, будто бы, французы при отступлении утопили русское золото.

Памятник. В ограде – березы, скамейка. Сюда каждый год приезжает сын красноармейца П.П.Карпикова. Через архив узнал место захоронения отца, приехал и удивился: в каком порядке могила!

А потом и внучка погибшего воина объявилась. Вместе с семьей. И поплакала вдоволь, и отдохнула на славу. После Федорову письмо прислала: “Благодаря Вам я получила благословенную возможность не только преклонить колени у могилы деда, но и десять дней жить в тех местах, где он воевал, жил последние дни, где погиб и похоронен. Десять дней я могла плакать у его могилы и просить прощение за то, что уже старше его, что раньше не приезжала”.

…Мы сидим с Владимиром Михайловичем в его келье, топим русскую печь и смотрим в оконце. Оно сплошное, без форточки. Как экран телевизора. На переднем плане - столик, он же кормушка. Сюда регулярно прилетают три синицы, три сороки и одна ворона. Попеременно, естественно. Но дольше всех прыгают здесь синицы. Наверно, потому, что менее пугливы. А за столиком – поле. По нему в октябре 1812 года наступали на позиции французского маршала Мюрата русские всадники. Следовали они из Тарутино, где тогда стояла, набираясь сил, армия Кутузова, а противника гнали до самого Воронова, где находился штаб короля неаполитанского. Итог: полторы тысячи убитых и раненых, сорок два плененных орудия.

В самой деревне шел бой. Не так давно Федоров нашел на своем огороде два ядра. И в этом он не одинок. Про черных следопытов я уже говорил. Как писал поэт, “от двух Отечественных войн лежат снаряды в Подмосковье”. Можно иметь коттедж, иномарку и долларовый счет в банке, а можно - чистую русскую душу. И чувствовать себя на своей земле хозяином. Потому что видны дела рук твоих. И чем их измерить, как оценить? И нужна ли вообще какая-либо оценка тому, что делает человека человеком? В наше лишенное идеалов и светлых порывов время.

 

    Тетеринки

 

                               В.М.Федорову

 

Избушка – баба одноглазая

На поле щурится зрачком.

Взорлило солнце.

Встали разом мы:

Я вместе с бодрым старичком.

Снега уложены рулонами,

Они скрывают поле брани.

Шли гренадеры эскадронами,

Москвы защитники – рядами.

И поле, взрытое снарядами,

Метеоритной силой ядр,

– Звон похоронный над варягами

И победителей парад.

Здесь ядра, бляхи и патроны,

В них затаилось эхо взрывов.

Деревья испускают стоны,

Весной победной плачут ивы.

Окно. И в нем слились два мира,

Отечественных войн раскат.

Но глянь, размахивая крыльями,

Синицы дедовы пищат.

Зерно заглатывая резво,

Боясь ворон, а нас – ни-ни.

Но, видно, мир масштабно треснул:

Где коммунисты-снегири?

Река Десенка питьевая

Вся в родниках, течет, смущается.

Медаль нужна ей фронтовая,

Деревне – орден полагается.

 

А ведь о главном я не сказал: к чему мы пришли в разговоре со старостой Тетеринок. Появилась у нас мысль установить неподалеку от братской могилы памятный знак–указатель с надписью «здесь проходила линия фронта». А могила – подтверждение этого факта. Да и сама деревня повысит свой статус: еще одну звездочку на погонах получит.

Вспомнили о первых шефах над могилой. Это Климовский штамповочный завод, ныне специализированный патронный. Изложил я все это руководству предприятия и нашел поддержку. Уже через день председатель совета директоров со своим заместителем отправились в Тетеринки, познакомились с Михалычем, после чего приступили к делу. Идею одобрили в середине марта, а открытие запланировали накануне 60-летия Победы. А тут еще весна никак не хотела зиму на покой отпускать: грунт мерзлый, попробуй с ним поработай. Но самая большая трудность поджидала нас в мастерской кузнецов. Заказали парню надпись «здесь проходила линия фронта». Срок исполнения – два дня. А его в это время подростки в подворотне избили: шарахнули чем-то тяжелым по затылку и мобильную трубку отняли.

Тяжело он приходил в себя. А у нас открытие, мы ждать не можем. Звоним, он называет срок – 15.00. Приезжаем на грузовике и видим – конь не валялся. Понимая обстановку, терпеливо ждем вместе с водителем. Не поверите – ожидание длилось семь часов. Но все же на завод ближе к полуночи мы вернулись с готовой работой.

Пятого мая пятого месяца и такого же года автобусы въехали в Тетеринки, и мы увидели радостные лица ветеранов, учащихся роговской школы. Здесь и бывший ее директор В.М.Лысенкова, инициатор поисковой работы в этих краях, и опытный поисковик А.Г.Ошивалов. Тот самый, что в свое время обнаружил обломки самолета Героя Советского Союза В.В.Талалихина. Подходит ко мне Геннадьич и с заговорщеским видом показывает бронзовую ручку советской шашки. На ней надпись: «СССР. 1930». Не дремлет «борода».

В середине 80-х вытащил он своим трактором из болотистого места в лесу самолет. Вооружение в нем – хоть сейчас стреляй. Кто-то стуканул. В этот вечер пригласили меня знакомые комитетчики в баню. Захожу к ним и вижу собирающегося куда-то майора А.И.Исаева:

- Стволы нашли под Каменкой, просверлить надо, – с недовольным видом пробурчал «Иоганн» и отправился к своей машине. Прошли года, и я узнал, куда и к кому ездил в тот осенний вечер внук генерала царской армии.

 

                  *      *      *

 

А началось наше знакомство с Федоровым осенью 2004 года. Тогда студия «Кварц» в очередной раз предложила мне разовую работу: сделать фильм о Роговском сельском округе. Была какая-то годовщина в районе, и наши телевизионщики делали фильмы о каждом округе. На потребу, что называется. Прокрутили и забыли. Я так не мог. Тем более о роговской земле, богатой своей историей. Приближалось 60-летие Победы над фашистской Германией, и я задумал рассказать о крае сквозь призму военных событий. Найти очевидцев, проследить нити традиций из тех дней - в наши. История не должна быть декоративным деревом, которое садовник обрезает по прихоти барина. Она живая, стоит только к ней прикоснуться. Она забирает тебя и уводит в далекие военные годы, и ты живешь тем, что было тогда, болеешь за свой труд, потому что это - жизнь.

Жаль, что так думают немногие. Больно осознавать, но едва ли не каждая моя телевизионная работа (особенно в последние годы) вынуждены была продираться к зрителю сквозь рогатки вроде как упраздненной цензуры. Некоторые фильмы так и не дошли до зрителя «Живем и помним» - один из них. Писали в поддержку ветераны, писатели, прошел общественный просмотр в краеведческом музее, после чего местные газеты выступили за показ моей работы. Но хозяин «Кварца» А.Тимошенко как в рот воды набрал. Даже на письменные обращения не отвечал.

Я сделал небольшой тираж видеокассет с фильмом, подарил в канун юбилея Победы ветеранам и школьникам и подумал, что с этой работой закончено. Ан нет! Спустя два года она все же оказалась востребованной. И не на местной телевидении – на центральном! Это тема отдельного драматического сюжета.

 

 

 

                  *      *      *

 

23мая 2007 года приезжаю на кладбище села Сатино – Русское Подольского района, в годовщину рождения и гибели воина-мученика Евгения Родионова. Народу в этот день здесь всегда много. Вдруг замечаю знакомое лицо: он – не он? Игорь сам узнал меня и первый поздоровался.

Познакомились мы с ним на рубеже веков. И свел нас воин – мученик. Я тогда закончил фильм «Материнское сердце», а творческий коллектив под руководством Игоря Борисовича Исакова только подходил к этой теме. Москвичи приезжали в Подольск на съемки, приглашали меня на встречи, а после предложили помочь в работе над программой в честь 55-летия Победы. Я написал сценарий о подвиге наших летчиков, взяв за основу ночной таран Виктора Талалихина. Передача «И врагу никогда не добиться» прошла по каналу ТВЦ. «России верные сыны» - так скромно именовали себя «исаковцы» - меня запомнили, и когда спустя семь лет мы встретились с Игорем Борисовичем в Сатино-Русском, первым делом у него вырвалось: «Слава, ты нам нужен уже вчера». Оказалось, «исаковцы» на том же канале третий год делают еженедельную программу «Улица твоей судьбы», но у них не хватает сценаристов. У меня в то время не было постоянной работы, поэтому предложение пришлось как нельзя кстати.

Работе отдался полностью: писал сценарии, выезжал в командировки на съемки, по приезде монтировал сюжеты. И – что удивительно для нашего ЦТ – задания совпадали с моими убеждениями. В режиме ток-шоу вышла программа о суздальских церковных раскольниках во главе с педофилом Русанцовым, ставшая самой рейтинговой на канале в июне 2007 года. Потом был город Пересвет, где с послевоенных времен испытывают жидкотопливные ракеты. Даже в офис «Воинов духа» - так теперь называются «России верные сыны» заходить было приятно: кругом иконы, и среди них образ воина - мученика Евгения.

Но постепенно очарование стало проходить. Случайно узнал, что в фильме о Евгении «Воины духа» без зазрения совести использовали кадры из моей работы «Материнское сердце». Потом «кинули» моего коллегу-сценариста А.Трубина. Ни с ним, ни со мной «воины» не заключали трудовых соглашения – отказывались наотрез. Для них мы были что-то вроде сезонных рабочих – не более… Но вначале я об этом просто не думал – очень хотелось верить в лучшее. Да и не «кидали» пока.

Договор с каналом «воины» заключили на год. Осталось записать последние четыре программы. Для экономии средств делали это за один день. Ведущий – артист Александр Дедюшко, измотанный на съемках фильмов и в театре, в буквальном смысле бился головой о стену – так ему было тяжело. Сказывался и объем работ, и непрофессионализм «воинов», проявлявшийся даже в таких «мелочах», как нежелание накормить нормальным обедом человека, проводившего перед камерами более восьми часов. А мне на последний пул поручили две темы. Одна из них – неоязычество. Вскоре я понял, зачем понадобилось поднимать эту экзотику. Надо было через нее подчеркнуть экстремизм русских людей. Во время оперативки между Исаковым и его супругой – Марией Гурамовной – генеральным продюсером программы разгорелся нешуточный спор на эту тему. Игорь Борисович предлагал умеренный вариант, Гурамовна настаивала на экстремистском. Помню, я спросил, почему вы ищите темные пятна только на теле русского человека. Ведь у нас вроде как многонациональное государство. В ответ молчание. Очевидно, такой был заказ.

За день до записи передачи мне показали перекроенный сценарий. В нем предполагалось столкнуть одного из лидеров неоязычества и православного священника. Что это, как не разжигание межконфессиональной розни? Мои возражения грубо пресекались. Год подходил к концу, и я чувствовал, что этой команде уже не нужен. В январе «малый совнарком» - так я окрестил этих «воинов духа» наберет новых сезонных сценаристов и тележурналистов. Хотя с каждым годом делать им это все труднее.

Увы, «Воины духа» - типичная телевизионная команда, готовая за деньги сделать все, что прикажет заказчик. Православие, патриотизм – не более чем прикрытие. «Исаковцы» заняли свободную нишу. Ведь русским патриотов на ЦТ никогда не жаловали. Однажды попробовали пройти – в октябре 93-го, так спецназ открыл огонь на поражение. Да и кому из патриотов придет в голову называться «Воинами духа» или «Отчизны верными сынами»?

«Воины», по их словам – не коммерческая, а общественная организация. Выходит, деньги для них не так важны. Однако не заплатить тем, кто трудится на сезонной работе – для «воинов» привычное дело. Я понимал, что исключением из этого правила не буду. И в другой ситуации просто ушел бы, вынудив «воинов» самих доделывать сценарии и сюжеты. Такая мысль у меня была. Я взял несколько дней на раздумье. Меня обыскались, требовали приезда, высылали за мной машину. Я колебался. Но все же вернулся, ведь, помимо неоязычества у меня было еще одна тема – Тетеринки…

Вся работа «воинов»- сплошной цейтнот и нервотрепки. А в такой ситуации неизбежны ошибки, в том числе стратегические. Определил Игорь Борисович одну из тем последнего пула – дедовщина в армии, а потом понял, что вытянуть ее невозможно: нет ни времени, ни творческих сил. (С последним у «воинов» хроническая напряженка). И тогда положил глаз на мой фильм «Живем и помним». В нем есть главное, что нужно для передачи- судьбы людские. Свидетельства людей, переживших битву за Москву. К тому же время выхода ее на канале ТВЦ – ноябрь -совпало с годовщиной сражения. И еще один плюс усмотрел проницательный главный «воин»: его коллективу практически не нужно было участвовать в подготовке этой программы: все мог выполнить один Ерохин – от выбора героев – до организации массовки и встречи их вместе с героями передачи в день записи. И я это сделал: подготовил сценарий, еще раз встретился с Федоровыми и его земляками – подготовил и смонтировал шесть сюжетов – это почти половина фильма «Живем и помним»! «Воины» до последнего времени не знали, кто из гостей приедет на запись. Но они видели мое рвение, и, думаю, были спокойны за результат.

А я разрывался между неоязычниками и Тетеринками, испытывая жесткий нажим по поводу первой темы. Доходило до скандалов. Но что я мог сделать один против спаянного «малого совнаркома». Супруги Исаковы, их подручный Максим Меньшиков и другие, каждый – уже не стесняясь – разговаривали со мной на повышенных тонах, оскорбляли, изводили тем, что в течение дня могли дважды изменить свои решения, а после сдачи работы отказались подписать акт о ее выполнении, тем самым ясно давая понять, что о зарплате мне нечего и мечтать. Они знали: я пройду с ними этот год до конца. Потому что со мной – Тетеринки.

Запись состоялась 28 октября в студии, расположенной на территории завода «Калибр». Роговский водитель с трудом отыскал его в столичных джунглях. Приехала целая делегация: ветераны, школьники с учителями. Но «Воины духа» есть «Воины духа». Очередная неразбериха, и моим героям пришлось четыре часа ждать записи. Они выстояли и на этот раз. Обратно отправились около одиннадцати ночи. К Федорову домой мы приехали в третьем часу ночи. А утром всем нам предстояло участвовать в перезахоронении защитников Москвы на Алее Славы в деревне Кузовлево Роговского сельсовета.

В ноябре передача «Улица твоей судьбы» вышла в эфир. «Воины духа» пиратски использовал мои материалы, не имея от меня письменного разрешения. А оно им нужно? В титрах написали, будто видеосюжеты – это хроника из краеведческого музея. Бог им судья… Я же рад, что о деревне Тетеринки узнала Россия. На ее погонах появилась еще одна звездочка.

 

 

                  *      *      *

 

С Федоровым мы подружились. Созваниваемся, встречаемся, когда позволят обстоятельства. Сразу после съемок фильма «Живем и помним» вместе с шефами и архитектором района В.Ф.Свечкаревым стали думать о новых проектах в милых его сердцу Тетеринках. Нужно было увековечить память героев Тарутинского боя в октябре 1812 года. Лучший вариант – часовенка-столбец, или поклонный крест, коих много раньше стояло вдоль дорог и в памятных местах на Руси, особенно на Севере.

Полгода шло согласование. Вернее не столько шло, сколько это дело откладывали и переносили – не до него было. Наконец, завод созрел. Еду с эскизом поклонного креста к архитектору. Взял его с картины К.Васильева. В.Ф.Свечкарев выдал свое решение, после чего за дело взялись заводчане. Подобрали специальный кирпич. Выкладывали не торопясь, давая каждому слою как следует высохнуть. Перед отправкой поместили его в металлический каркас. Теперь все готово.

Владимир Михайлович с нетерпением ожидал рабочих. Вот он разговаривает с начальником, решают, как лучше установить крест на выбранном месте. С дороги откос, кран не съедет. Пришлось вытягивать стрелу. Когда оставалось совсем немного, она внезапно поехала. Все ахнули. Еще немного, и крест упадет и разобьется. За полметра до земли стрела замерла.

22 июня 2006 года в Тетеринках прошло открытие Поклонного креста. Господь все уладил. А я запомнил слова главы района Н.П.Москалева о том, что Тетеринки – это теперь столица нашего района.

 

Образ Христа, увенчанный православным крестом, а рядом – памятный знак в виде усеченной звезды с цифрой 1941. Символы эпох расскажут о том, что деревня Тетеренки дважды оказывалась на линии огня. Рядом подольчанин Игорь Гавриш с товарищами установил колокол из нержавеющей стали. А в 2007 году руководитель «Подольск – Арт Центр» Олег Александрович Воронцов по моей просьбе изготовил три противотанковых ежа. Перед днем Победы мы с Федоровым установили их рядом с памятным знаком. А еще предстоит поменять ограду у могилы У Федорова сейчас легко на душе. После семилетних хождений по инстанциям в его родную деревню проложили дорогу. А самого Владимира Михайловича наградили медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Скоро, скоро поеду в гости к Михалычу. И не к нему одному. Есть у старосты хорошие помощники, их жены и дети. Заразил их Федоров своим неравнодушием и патриотизмом. А это сейчас самое главное: сохранить историческую память, духовные традиции как основу спасения нашей Родины.

И в деревне Тетеринки на открытии памятного знака с той же надписью. 2005 год. Спустя двадцать один год мы остались верны нашей памяти и продолжаем ее хранить.

 

 

Фоторепортаж с торжественного открытия мемориала в д. Тетеринки

 

© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]