ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ. ПОДОЛЬСК. Подольский ФОРУМ

 

 

 

 

 

НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея - ФОРУМ

 

Фирма Пеликан

Зингер-компьютер

Стратегия занятости

 

 

ИСТОРИЯ ПОДОЛЬСКОГО РЕГИОНА

Э.Ф. Сун

 

МОСКОВСКОЕ  АКЦИОНЕРНОЕ  ОБЩЕСТВО

ДЛЯ  ПРОИЗВОДСТВА  ЦЕМЕНТА  И  ДРУГИХ  СТРОИТЕЛЬНЫХ

  МАТЕРИАЛОВ  И  ТОРГОВЛИ  ИМИ

 

(Историческая записка)

 

            История возникновения и становления Подольских завода цементного и огнеупорных изделий тесно связаны между собой, так как вначале это было единое производство. Проведенные  историко-архивные исследования позволили откорректировать и значительно дополнить опубликованную ранее, но не во всем достоверную информацию по дореволюционной истории этих заводов и особенно о людях, их основавших и возглавлявших.

            С целью строительства цементной фабрики и кирпичного завода недалеко от Подольска, окрестности которого славились богатыми залежами известняка, в 1871 г. была основана компания “Губонин, Пороховщиков и К0”.

            Один из основателей этой компании Петр Ионович Губонин (1825-1894) еще в середине XIX века владел каменоломней на правобережье Пахры, рядом с границей земель г. Подольска. На разработке этой каменоломни он и нажил свой первоначальный капитал. Территория каменоломни в то время относилась к землям Добрятинской волости Подольского уезда и вошла в черту города (северная часть городского парка) после строительства в 1865 г. первого железнодорожного моста через Пахру и проведения Московско-Курской железной дороги до Подольска. Подрядчиком по строительству всех мостов на этой железной дороге также выступал П.И.Губонин. Он происходил из крестьян. Его родители (отец каменотес) были крепостными из с. Борисовка Коломенского уезда Московской губернии.

            П.И.Губонин - крупный московский предприниматель и меценат, удостоенный звания Почетного Гражданина в 1868 г. и Потомственного Дворянина в 1872 г., рекомендовал своему молодому партнеру Гвардии Штабс - Капитану Александру Александровичу Пороховщикову приобрести участок земли у д. Выползово Добрятинской волости Подольского уезда, на левом берегу Пахры, недалеко от железнодорожного моста через реку. В 1871 г. Пороховщиков выкупил эту землю (примерно 36 га), имевшую залежи известняка, у городского головы Ф.С.Добротворского и приступил в качестве подрядчика к строительству заводов на свой капитал и капитал П.И.Губонина.

            Одновременно компания “Губонин, Пороховщиков и К0” вела переписку с Управлением Московско-Курской железной дороги об устройстве железнодорожных веток от угольных копий Гилля до ст. Ясенки и от Московско-Курской железной дороги до строящихся объектов. Разрешения получили в 1873-1874 г.г. К моменту пуска в эксплуатацию в 1875 г. производств узкоколейные конно-железные дороги были построены.

            Каменное здание цементной фабрики по утвержденному Строительным отделением Московского Губернского Управления проекту архитектора Августа Вебера возвели трехэтажное с подвалом и тремя пристройками. Остатки этих кирпичных построек на крутом левобережье Пахры еще сохранились до наших дней.

            Постепенно П.И.Губонин отошел от дел компании, так как в 1874 г. основывает вместе с одним из самых богатых предпринимателей Москвы В.А.Кокоревым Общество Уральской железной дороги, а также Пермское товарищество по торговле солью. С ним же П.И.Губонин состоял в то время наряду с другими известными железнодорожными королями, такими как С.С.Поляков, К.Ф. фон Мекк, С.И.Мамонтов, в синдикате концессионеров, управлявших целым рядом железных дорог России, включая не только построенные ими, но и казенные.

            В 1875 г. после окончания строительства цементной фабрики и кирпичного завода компания “Губонин, Пороховщиков и К0” преобразовалась в “Московское Акционерное Общество для производства цемента и других строительных материалов и торговли ими”. Первыми директорами Правления Общества стали А.А.Пороховщиков и И.М.Матвеев. Фамилия Губонин еще встречается в документах годовых отчетов Правления за 1876-1880 г.г., но с инициалами Г.И. Это был брат Петра Ионовича, Григорий, который поставлял на фабрику известковый бут из каменоломни в Подольске.

            А.А.Пороховщиков (1834-1914)*, строитель, а позднее издатель, человек с огромной энергией и энтузиазмом,  был в  свое время очень популярным. Его подрядная фирма являлась одной из самых авторитетных в строительном деле. Он сумел выдвинуть и реализовать ряд крупных строительных проектов в Москве,  чем  не  только  обратил  на  себя  внимание  московского  общества,  но  и

*Прапрадед  известного артиста театра и кино Александра Шалвовича Пороховщикова

 

упрочил свое состояние. Это были постройки в Китай-городе торговых “Теплых рядов” (на Ильинке) и гостиницы “Славянский базар” (1872 г.) с рестораном и концертным залом “Беседы” (1873 г.) на Никольской улице. В архитектуре, внутреннем оформлении и убранстве “Славянского базара”, своего рода историко-культурном центре, обильно использованы русские и славянские национальные мотивы, отражавшие славянофильские увлечения Пороховщикова.

            Первая продукция Акционерного Общества была получена в 1875 г. Всего со второй половины 1875 г. по декабрь 1876 г. выработали (в тыс. пудов):

на цементной фабрике:

            портландцемента (полумокрым способом) - 13,43 (4,9 руб./пуд);

            романского цемента                                        - 11,3 (2,5 руб./пуд)

            извести (гидравлической и обыкновенной) - 174,2.

на кирпичном заводе:

            сырца                              - 1,351 (3,9 руб./пуд)

            обожженного кирпича - 1,451 (16,5 руб./пуд)

            Топливом служили дрова, кокс и каменный уголь.

 

            Добыча сырья: известкового бута и глины (при вскрышных работах) для производства цемента, извести и кирпича, - осуществлялась в близлежащем карьере. В каменоломне этого карьера из Подольского мрамора изготавливались, кроме того, ступени, площадки, лещади, цоколь, амвоны, памятники. Большая часть “строительных товаров” отправлялись на склады в Москве, меньшая - на склад в Подольске.

            В 1877-1878 г.г. после строительства известковых печей (из 48 камер) типа “Берлин” в отдельное производство выделили известковый завод. В 1879 г. были проведены перестройки цементной фабрики, после чего она стала называться заводом, и кирпичного завода с постройкой Гофманской печи. Однако, по результатам работы за 1879 г. стало ясно, что затраты на проведенную реконструкцию и переоборудование не оправдались, несмотря на дополнительное кредитование работ с 01.01.79 г. новым акционером - “Торговым Домом Вогау и К0” (с акционерным капиталом 3 млн. руб.).

            На отчетном собрании Московского Акционерного Общества в феврале 1880 г. было отмечено значительное снижение качества портландцемента, так как фактически истощились запасы качественного известняка в близлежащем карьере. Кроме того, на низком уровне производилось “счетоводство” в Московской Конторе Общества. Было принято решение о переводе Конторы из Москвы в Подольск, а также о переезде уполномоченного Общества Станислава Максимилиановича Паутынского из Москвы и поселении его недалеко от завода для улучшения управления производством. Ему же поручалось заключить контракты на покупку “зеленки” (доломитизированный мергель для производства романского цемента) и на аренду Еринской горы (по-видимому, Каменистая гора левобережья за д. Сальково) для обеспечения нового источника сырья.

            С переездом С.М.Паутынского на заводе появилось значительное количество работников польской национальности. Вероятно, он же рекомендовал Н.Ф. фон Мекк, которая в 1882 г. приобрела имение Плещеево, принять управляющим Альберта  Игнатьевича Пахульского, а в качестве ее личного секретаря - младшего сына Пахульского, Владислава Альбертовича (в дальнейшем он стал мужем дочери Н.Ф. фон Мекк - Юлии Карловны). Старший сын А.И.Пахульского, Генрих Альбертович (1859-1921), тогда студент Московской консерватории, будущий пианист, композитор, педагог, был домашним учителем музыки детей Надежды Филаретовны.

            Для сокращения расходов продажу “строительных товаров” со складов Общества в Москве с января 1880 г. передали на комиссионный основе “Торговому Дому Вогау и К0”. Новыми директорами Правления Общества избрали Г.М.Вогау и А.А.Лутрейля.

            Потомственный Почетный Гражданин Гуго  Максимович  Вогау  (1849-1923 г.г.)  был  сыном  учредителя  в  России (1859 г.) “Торгового Дома Вогау и К0”, выходца из Германии Филиппа Макса (Максима Максимовича) Вогау (1807-1880 г.г.). В 1871-1872 г.г. Торговый Дом участвовал в организации “Русского для внешней торговли банка”, а также страхового общества “Якорь”. В 1870-1880 г.г. Торговый Дом установил контроль или вошел в 13 торгово-промышленных предприятий, в том числе в “Московское Акционерное Общество для производства цемента...”.

            Начиная с 1880 г. и до 1917 г., директорами Правления Общества постоянно избирались владельцы “Торгового Дома Вогау и К0”. Наряду с упомянутыми выше выбирались еще В.Торнтон и Г.Д.Рюхардт, а с конца ХIX века - также С.М.Паутынский.

            По результатам работы заводов Общества за 80-ый год производство по-прежнему оставалось убыточным. Это было вызвано значительными затратами из-за необходимости переделки в печах “Берлин” 46 известковых камер, которые провалились во время обжига. Для их переустройства и облицовки наладили из привозного сырья производство так называемого английского (огнеупорного) кирпича. По отчету остатков товаров на складе в г. Подольске на 01.01.81 г. значился шамот собственного производства - 90 мешков по 8 пуд. и 3 390 пуд. в кусках. Убыточным оказалась также постройка Гофманской печи, которая не была “оправдана ни требованиям на известь, ни количеством известкового камня удободовыемого из каменоломень Общества, ни пользую, которую может дать кирпич”.

            Начиная с 1883 г., “общее состояние заводов значительно улучшилось”. В тот год впервые выработали 30 тыс. бочек (деревянных по 10 пуд.) портландцемента хорошего качества. Это было достигнуто в результате аренды дополнительных участков известковых гор у деревень Выползово и Алфимово (ныне д. Алхимово).

            В 1883 г. в перечне продукции производств числился обожженный кирпич: красный, алый, железняк, полужелезняк, щебень. На складе товаров в Москве упоминались английская глина (огнеупорная) и шамот собственного производства -118 мешков по 8 пудов.

            Собрание акционеров 1884 г. приняло решение выпускать в перспективе больше портландцемента как “ценного продукта”, т.е.  более выгодного. Тогда же между Обществом и фирмами Германии началась переписка о поставке нового оборудования для коренной реконструкции заводов. В 1889 г. на  производство цемента были переведены печи системы “Гофман” и  “Берлин”. В 1891 г. запустили шахтные печи (10 шт.) системы “Дича” для обжига цементных кирпичей и получения клинкера. В 1896 г. произвели около 200 тыс. бочек портландцемента и 270 тыс. мешков романского цемента.

            Согласно страхованию обществом “Якорь” машин и аппаратов за 1902-1903 г.г. на заводах числились: каменная дробилка “Барбер”, сепараторы и шаровая мельница “Пфейфер”, глинобойка “Любике”, паровые машины “Вейхельт”, кирпичные машины “Рюхардт Раурах” и “Шмельцер”.

            Постепенно производство кирпича, как менее выгодного, стало сокращаться. Если в 1885 году выпускалось кирпича (тыс. шт.): сырца - 1796 361, обожженного -

2 193 000; то в 1896 г.: сырца - 1 032 573, обожженного - 1 705 696; а в 1898 г. только обожженного - 398350. В дальнейшем кирпич изготавливали в основном для своих нужд.

            С 1888 по 1896 г.г. между Правлением Общества и акционером А.А.Пороховщиковым велось судебное разбирательство. Он не был согласен с принимаемыми на Отчетных собраниях документами по результатам работы заводов за ряд лет. В свою очередь Правление Общества заявляло: “Несмотря на ежегодное увеличение капиталов Общества и увеличение дивидентов, господин Пороховщиков, выступая с враждебными наветами в Министерство Финансов, выражал недовольство блестящим положением нашего дела”. Кроме того, оно указывало, что за последнее десятилетие Пороховщиков сократил количество своих акций с 40 до 20. Это составляло всего 1 2/3 тысячной доли акционерного капитала Общества. Однако Московский Окружной суд, куда подал иск Пороховщиков, признал постановление общего собрания недействительным и предложил созвать новое, чрезвычайное собрание с предоставлением подробного отчета Правления и баланса оборотов капитала. Из сохранившихся архивных документов осталось неясным, чем закончилось это разбирательство. Можно только предположить, что мотивом судебного иска А.А.Пороховщикова были не столько экономические, сколько идеологические предпосылки. В те годы он увлекся публистической деятельностью и резко выступал против политики “открытых дверей” перед иностранным капиталом, которое проводило правительство. Он заявлял, что это опустошает страну, подрывает духовные силы народа. Считая себя продолжателем словянофильских идей, он, стремясь быть их трибуном и глашатаем, постепенно переходил от поддержки самодержавия в явную оппозицию к нему.

            К концу XIX века производство строительных материалов на заводах Общества выросло в 17 раз и соответственно возросло количество грузов, отправляемых по железной дороге. Построенная в 1875 г. конно-железная дорога протяженностью 460 с (980 м) уже не устраивала, так как “отпускала в 98 году 10 800 вагонов по страшно дорогой цене”. В ближайшее время намечалось пропускать до 15 тыс. вагонов в год. Возникла необходимость устройства новой ветви заводских ширококолейных железнодорожных путей протяженностью 4 1/4 версты (4,5 км - ответвление в районе ст. Силикатная).

            Одновременно встал вопрос о переносе существующего гужевого переезда через Московско-Курскую железную дорогу чуть севернее. (Раньше гужевая дорога от ус. Плещеево не имела поворота, а спускалась непосредственно через современную территорию цемзавода к железной дороге и через переезд выходила к Московскому шоссе). Однако Подольская Земская Управа предложила Московскому Акционерному Обществу новое направление гужевой дороги с прокладкой ее по земле г. Подольска, что и было выполнено по решению Московского Губернского Управления. Дорога существует и в настоящее время (поворот на цемзавод с Варшавского шоссе).

            С конца XIX века основной продукцией, выпускаемой на заводах Общества близ Подольска, стал цемент. В 1901 г. при 600 рабочих производили цемента на 1 млн. руб. золотом.

            Согласно страховому делу за 1902-1903 г.г., кроме производственных зданий заводов, имелись следующие деревянные постройки: 2 казармы, 2 кухни, баня и прачечная для рабочих, дом химика, канцелярия, дом полицейского надзирателя, дом доктора, амбулатория, клуб и читальня, часовня и покойницкая.

            С начала XX века спрос на цемент продолжал расти. Приходилось брать в аренду и осваивать новые карьеры для получения сырья. Одним из них был Ключный карьер вблизи им. Плещеево (в настоящее время Плещеевские пруды), в котором размещались также коровники и конюшни для нужд работников завода. Вблизи Плещеевских ворот для рабочих Ключного карьера обустроили 5 бараков и летнюю кухню.

            С целью увеличения производства цемента еще в 1897 г. Акционерным Обществом было намечено в перспективе строительство нового завода. Построили “Новый завод”, производство портландцемента на котором осуществлялось более простым “мокрым” способом, в 1913 году. В тот год было выпущено 6 630 тыс. пудов портландцемента при общем числе работающих уже 2 тыс. человек. (Корпуса этого завода, который в советское время назывался “старым”, размещаются южнее современных корпусов завода АООТ “Подольск-Цемент”). Директором “Нового завода” был назначен племянник С.М.Паутынского, инженер Антон Фердинандович Доллежаль. Его сын Николай Антонович, который недавно отметил свой вековой юбилей, работал после революции инженером - конструктором на паровозоремонтном заводе в г. Подольске (ныне З и О), а впоследствии стал главным конструктором ядерных реакторов промышленного типа, доктором технических наук, академиком, дважды Героем Социалистического труда.

            В 1908 г. в собственность Московского Акционерного Общества перешло имение Плещеево, управляющим которого назначили Шнейдера. В усадебных зданиях, капитальный ремонт которых был проведен в 1914 г., разместили немецких специалистов завода.

            В связи с началом Первой мировой войны в стране развернулась кампания “борьбы с немецким засильем”. “Торговый Дом Вогау и К0”, совладелец Московского Акционерного Общества, начал свертывать свою деятельность. После 1917 г. владельцы Торгового Дома эмигрировали из России. Цементный завод остановился.

            Производство цемента на “Новом заводе”, который стал государственным, возобновили после восстановительных работ только в 1926 г. В 1930 г. дирекции цемзавода поручили построить на новом месте цех красного кирпича, который ещё до пуска в эксплуатацию был перепрофилирован в 1932 г. в цех по производству огнеупорных изделий. В настоящее время на этом участке размещается завод ОАО “Подольскогнеупор”. Ново-Подольский цемзавод, ныне завод АООТ “Подольск-Цемент”, был построен в 1949 г. также на новом месте, западнее завода огнеупорных изделий.

            Частичное или полное использование текста данной исторической записки защищено авторским правом.

            В проведении историко-архивных изысканий принимала участие Л.И.Солодова.

 

                                                                                                       

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  АРХИВНЫХ  ДОКУМЕНТОВ

            Центральный государственный исторический архив г. Москвы (ЦГИАМ).

 

            1. ф. 54, оп. 129, д. 1246. О постройке цементной фабрики Гвардии Штабс-Капитана А.А.Пороховщикова, 1872 г.

            2. ф. 54, оп. 151, д. 84. Об утверждении объездного  пути Московско-Курской             железной дороги по заводу М.А.О., 1897-98 г.г.

            3. ф. 312, оп. 1, д. 10. Страховое общество “Якорь”. Строения и машины це-      ментного завода М.А.О., 1902-1903 г.г.

            4. ф. 858, оп. 1, Подольский государственный цементный завод. (М.А.О. до 1917 г.)

            д. 1. Дубликаты годовых отчетов за 1-е пятилетие (1876-80 г.г.);

            д. 2. Дубликаты годовых отчетов за 2-е пятилетие (1881-85 г.г.);

            д. 3. Дубликаты годовых отчетов за 3-е пятилетие (1886-90 г.г.);

            д.4.  Дубликаты годовых отчетов за 4-е пятилетие (1891-95 г.г.)

            д.5.  Дубликаты годовых отчетов за 5-е пятилетие (1896-1900 г.г.).

            д. 43. Государственное страхование построек, машин и аппаратов завода,           1902-1903, 1914 г.г. Страховое общество “Якорь”.

            д. 49. Годовой отчет (Баланс зданий и сооружений, прочая переписка)- 1903 г.

            д.62. Договоры с железной дорогой на землепользование, 1906-1914 г.г.

            д. 90. Переписка по судейским делам, проекты, сметы, чертежи и прочие переписки технического характера, 1914 г.

            д. 97. Бухгалтерские сведения о расходах на содержание оборудования на старом и новом заводах, 1911-1916 г.г.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

            1. Бурышкин П.И. Москва купеческая. М., 1991.

            2. Гавлин М. Российские Медичи. Предприниматели России, М., 1996.

            3. Голосов К.А. Историко-экономический очерк г. Подольска и уезда. Новая    М., 1927.

            4. Подольский уезд Московской губернии. Статистическо-экономический очерк. Подольск, 1924.

            5. Юзбашев И.С. Цементный завод Вогау в Подольске. Из истории российского предпринимательства. Наша Правда, № 2 (6826), февраль 1999.

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: mail@podolsk-news.ru

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Rambler's Top100