НОВОСТИ - администрации - - культура - история - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея - ФОРУМ

 

Фирма Пеликан

Зингер-компьютер

 

 

ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ

 

На нашем портале заработал подраздел «ИСТОРИЯ РЕГИОНА» (доступ к нему через пункты меню в шапке страницы или по ссылке). Редакция портала «podolsk-news – Подольские новости» принимает от всех людей интересующихся краеведением, изучением истории подольского региона - статьи и фотографии, которые могут помочь, в той или иной степени осветить тему более полно.

Вашему вниманию предлагается статья подольского краеведа Эльвиры Филипповны Сунн. Статья поднимает и еще одну тему, кроме простого изучения истории края, тему – меценатства или по-современному спонсорства. Вот так решали наши предки этот вопрос.

 

ПРОХОРОВСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ В ПОДОЛЬСКЕ

 

            В проблеме социальной защиты малообеспеченных престарелых граждан наиболее остро стоит вопрос помощи одиноким старикам и инвалидам, которым требуется постоянный уход. Поэтому возвращение исторической традиции христианского милосердия к таким людям в виде создания при церквах там, где это возможно, богоугодных заведений за счет частных пожертвований (конечно с их обустройством на современном уровне), вполне актуально и в наше время.

            Информация о богадельне в г. Подольске, которая функционировала до революции при церкви Воскресения Христова, в печатных изданиях практически отсутствует. В статистико-экономическом очерке Подольского уезда (1924 г., соавтор К.А.Голосов) имеется только сообщение, что в бывшей богадельне размещается “VI Подольская Сов. школа”. Проведенные исследования  с использованием найденных архивных документов позволяют осветить историю строительства этой богадельни, вернув из забвения скромное имя ее создателя и попечителя.Воскресенская улица, 1900 год.

            Богадельни - богоугодные заведения “для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как-то престарелых, немощных, увечных” перешли на Русь вместе с христианством из Византии. В древней Руси при каждой приходской церкви имелась богадельня, где призреваемым давалось “полное содержание”. На Стоглавом церковно-земском соборе, который состоялся в Москве в 1551 г., в царствование Ивана IV, было признано необходимым устраивать по всем городам богадельни для мужчин и женщин за счет частной милостыни, в связи с чем был учрежден Приказ строения богаделен. Они создавались также за счет царской казны. Во второй половине ХVII в. в Москве существовало 7-8 царских богаделен всего на 410 человек.

            Петр I, который преследовал нищенство, повелел в 1712 г. завести по всем губерниям монастырские и церковные богадельни прежде всего для “престарелых, раненных и увечных военных чинов”, давая им хлебное и денежное жалованье. На содержание других “нищенствующих, больных повелено было обращать свечные сборы”. Заведование богадельнями поручалось созданным Петром I городовым магистратам.

            Богаделен, как и средств на их содержание, постоянно не хватало, поэтому указы о создании таких заведений систематически повторялись и при других царях. Екатерина II в Учреждении о губерниях в 1775 г. поручила устроение и заведование богадельнями созданному а каждой губернии Приказу общественного призрения бедных.

            Первое упоминание о богоугодном заведении (вероятно, богадельная изба) в г. Подольске относится к 1825 г. (1089 жителей). В 1861 г. Подольский купец Сергей Трифонович Прохоров подал в Московскую духовную консисторию, митрополиту Филарету (Дроздову), освящавшему в 1854 г. достроенную церковь Воскресения Христова, прошение о строительстве за свой счет каменной богадельни при этой церкви. Разрешение было получено с предписанием: “отделить шесть десятин земли от Троицкой г. Подольска церкви в пользу Воскресенской Кладбищенской”. Чтобы было ясно, о чем шла речь, вернемся к периоду Генерального межевания земель, проведенного при Екатерине II.

            Фасал здания Прохоровской богадельни.В 1768 г. селу Подол по обе стороны р. Пахры было отмежёвано с выгонными (пашня, сенокос, лес) землями около 177 десятин (1 д. - 1,09 га). В этом наделе церковь Воскресения Христова земли не имела. Издревле она находилась на левом берегу Пехры (Пахры), на Красной  Горке (ныне ул. Заречная Набережная, д. 26), и сгорела, как и 107 крестьянских дворов левобережья, во время большого ночного пожара 1766 г. Новую деревянную церковь Воскресения Христова построили в 1769 г. вне села, на правом высоком берегу Пахры. Тогда же на суходоле правобережья было отмежёвано 44 д. писцовой церковной пашенной земли и около десятины луга с хорошими покосами (низина побережья городского парка). Пашенная земля священно-церковнослужителей церкви Воскресения Христова тянулась полосой (ширина - 400 м, длина - 1 км) от берега Пахры на юго-восток (в сторону будущей железной дороги с вокзалом, южная границаПлан церковных земель, 1871 г. церковной земли - ул. Огородная).

            В 1827 г. основная часть этой пашни перешла во владение построенной в г. Подольске Троицкой церкви, как главной Соборной. Однако, землемерные работы по размежеванию церковных земель тогда не были выполнены, как и в 1861 г., несмотря на предписание духовной консистории. Проводя крестьянскую реформу в жизнь, Московское губернское правление занималось организацией размежевания господских и крестьянских наделов. (Можно отметить, что в середине ХIХ в. площадь всех земель г. Подольска составляла 1397 д., в т.ч. селитебная территория -

43 д.).

            Только в 1871 г., благодаря настойчивости С.Т.Прохорова, который заслужил уже к тому времени звание потомственного почетного гражданина,  и по его вторичному прошению о постройке богадельни при Кладбищенской церкви, специальное размежевание церковных земель было проведено. Письменное производство по этому вопросу подписали: от Троицкой церкви - священник Н.В.Косменков, от Воскресенской - священник Н.Чернобровцев.План церковных земель, 1871.

            За минувшие после первого прошения десять лет богадельни в России были переданы из Приказа общественного призрения в ведение земства (1864 г.) и городов (1870 г.), а построенная Московско-Курская железная дорога разделила с частичным отчуждением церковную пашенную землю пополам. Во владении Троицкой церкви осталось около 32 д. пашни. Надел Воскресенской церкви составил примерно 6 д., в т.ч. отдельно отмежеванный участок около 1 д. для строительства богадельни и двух домов причта (священника и дьячка). Этот квадратный участок примыкал с юго-западной стороны к церковной ограде со сторожкой и располагался между ул. Воскресенской (ныне ул. Красная) и дорогой (ныне ул. Рабочая). В том же 1871 г. (примерно 9,0 тыс. жит. в городе) была  построена из кирпича центральная часть Прохоровской богадельни. Через год к ней сделали правую пристройку, а в 1874 г. - левую. В здании богадельни размерами  в плане 12 м на 25 м размещалось сначала до 20 человек призреваемых, имелись мужское и женское отделения, кухня, помещения для попечителя и совета. Главные фасады богадельни и домов причта  выходили на ул. Воскресенскую. Во дворах этих зданий находились хозяйственные постройки и участки под сады и огороды. Весь земельный надел богадельни составлял примерно 40 соток.

            О самом устроителе и попечителе богадельни нам, к сожалению, больше ничего неизвестно. Среди учредителей и членов образованного в октябре 1893 г. в г. Подольске (примерно 13 тыс. жит.) попечительного Общества по призрению и приюту лиц не имеющих крова и пропитания фамилия С.Т.Прохорова уже не встречается. В числе основных учредителей Общества были:  исполняющий должность уездного Предводителя дворянства камер-юнкер А.М.Катков, избранный председателем правления, и городской Голова П.Г.Щекин. На учредительном собрании Общества протоиерей Н.В.Косменков произнёс “прочувствованное слово о значении помощи ближнему в деле нашего спасения”. Для размещения Дома трудолюбия - приюта до 40 человек было нанято и приспособлено два дома, расположенных на противоположной от Прохоровской Дома бывшего приюта попечительского общества, 1954 г., (фото А. Бабенкова).богадельни стороне улицы и несколько дальше от церкви. Эти бревенчатые дома, один из которых был с мезонином (в настоящее время на этом месте каменное здание детсада “Росток”, ул. Красная, д. 31/1) принадлежали купцу и церковному старосте Я.Н.Конаныкину, избранному казначеем правления Общества. К концу 1893 г. число членов Общества составило сто человек , из них 1/3 - купцы. Приют содержался за счет членских взносов, пожертвований от разных лиц, благотворительных спектаклей и части заработка призреваемых.

            В 1899 г. среди благотворительных учреждений в г. Подольске числились: Прохоровская богадельня на 30 чел., которой заведовал тогда купец С.Ф.Аллилуев; богадельный дом на 38 чел. попечительного Общества; бесплатный ночлежный приют того же Общества. В Подольском уезде имелись: богадельня на 9 призреваемых в с. Дубровицы, которая содержалась на средства кн. С.М.Голициина, а также церковно-приходская богадельня на 12 чел. в с. Покров.

            В фондах краеведческого музея, как и музея-заповедника “Подолье”, находится не очень четкая фотография Воскресенской улицы, выполненная в 1900 г. На ней в конце улицы виднеются контуры церкви Воскресения Христова. На переднем плане: слева -  мужчина с ребенком пытаются перейти канаву с водой вдоль улицы, вероятно, направляясь к Храму; справа - угол двухэтажного бревенчатого дома, за которым белеет здание Прохоровской богадельни. Подпись под снимком, сделанная уже в советское время, когда церковь была закрыта, звучит почти пророчески: “На пути к трактиру Елизарова”.

            Богадельня была снесена в 30-х годах прошлого столетия, когда строился индустриальный техникум. Сейчас на этом месте высится жилой корпус техникума (ул. Красная, д. 22). И хотя материальный памятник истории нашего города не сохранился, нам осталась благодарная память о человеке, выполнившим не на словах, а на деле одну из основных христианских заповедей: любовь к ближнему и милосердие. Для современных же состоятельных предпринимателей, не утративших чувство сострадания, благородный поступок Сергея Трифоновича Прохорова может явиться наглядным примером для возвращения своего нравственного долга людям.

Литература

 

1. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.7.  М., 1896.

С.141-142.

2. Очерк деятельности по призрению и приюту лиц, не имеющих крова и пропитания в г. Подольске. М., 1894 (из книг И.С. Юзбашева).

3. Памятная книжка Московской губернии на 1899 г. Под ред. Аврорина.

4. Подольский уезд Московской губернии. Статистико-экономический очерк.

г. Подольск. 1924. С.99.

5. Сун Э.Ф. Древнее село Подол-Пехра тож. Вехи тысячелетней истории. М., 2001.

6. Штер М.П. Статистическое изображение городов и посадов Российской империи на 1825г. СПб, 1829.

 

Архивные источники.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

 

1. Ф.1320, оп.6, ч.III, д.4806. Письменное производство по даче писцовой церковной земли...,1871.

2. Ф.1320, оп.6, ч.III, д.5734. Чертеж писцовой церковной земли..., 1871.

3. Ф.1320, оп.7, ч.III, д.2931. О доставлении сведений на планы церковной земли... 1828.

4. Ф.1354, оп.258, ч.I, П.-79, син. План первого участка писцовой церковной земли...

5. Ф.1354, оп.258, ч.I, П.-80, син. План второго участка писцовой церковной земли...

6. Ф.1355, оп.1, д.7081. Экономические примечания по г. Подольску и уезду...

 

Центральный исторический архив г.Москвы (ЦИАМ)

 

1. Ф. 18, оп.2, д.454. Геометрический специальный план г. Подольска, 1849.

2. Ф. 54, оп.130, д.575. Проект на устройство пристройки (правой) при Прохоровской богадельне...

3. Ф. 54, оп.130, д.793. Проект на устройство пристройки (левой) при Прохоровской богадельне...

            В проведении историко-архивных изысканий принимала участие Л.И. Солодова.