ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ. ПОДОЛЬСК. Подольский ФОРУМ

 

НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

И КЛЯТВУ ВЕРНОСТИ СДЕРЖАЛИ

 

Июнь сорок первого года встретит директором завода имени Орджоникидзе Герман Васильевич Мыльников. С 1939 года будет он на этой должности. Поработает до нее цеховым инженером, заместителем начальника, начальником паровозосборочного цеха, главным энергетиком, начальником производства.

В июле 1941 года его назначат директором Верхне-Сергинского завода на Урале, но до нового своего назначения он подпишет в По­дольске приказ о прекращении выпуска на заводе имени Орджоникидзе гражданской продукции и переводе всех имеющихся мощностей на крупносерийное производство для оборонной промышленности.

Теперь директором предприятия становится бывший главный о инженер Виктор Иванович Засульский.Директор завода Засульский В. И.

«В августе 1941 года, - пишет он в своих воспоминаниях, - был образован Наркомат танковой промышленности, в структуру которого и вошел завод.

До 15 октября, т.е. до начала эвакуации, мы справлялись с задачей по выпуску оборонной продукции. Работая по строгому графику, набирая темпы, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков «Т-40» и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков «ИЛ-2».

В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода.

Было точно определено, какое оборудование и материалы, кто из работников завода, включая их семьи, должны быть вывезены.

С рабочими и служащими производился полный расчет с выдачей двухмесячного выходного денежного пособия. На дорогу они обеспечивались продуктами питания.

Спешно снимались с фундаментов токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и другие станки. В собранном виде грузились они в вагоны, вывозились из цехов на внутризаводской железнодорожныи путь для дальнейшей отправки по назначению.

Ермаков И.Н.Сложнее обстояло с крупногабаритным, тяжелым оборудованием - карусельными станками с трехметровыми планшайбами, продольно-строгальным великаном, длина рабочего стола которого достигала восьми метров, а ниж­няя станина весила десять тонн, мощными гидравлическими прессами, насосно-аккумуляторной станцией, кузнечными молотами: их разбирали и вывозили по частям.

«К 1 ноября 1941 года, - сообщает в своих заметках Ф. Кудеяров, - завод был почти полностью вывезен. Отправлено 366 металлообрабатывающих станков, 36 кузнечно-прессовых машин, 184 единицы силового и подъемно-транспортного оборудования, более пяти ты­сяч тонн листовой и профилированной стали, свыше двух тысяч тонн деталей, главным образом незавершенного бронекорпусного производства, и прочих материальных ценностей.

Следом за эшелонами с оборудованием шли железнодорожные составы с рабочими, инженерно-техническими работниками, служащими и их семьями. Всего было эвакуировано 3850

человек. До тридцати эшелонов - 1092 вагона - ушли тогда из Подольска с людьми и имуществом только одного завода...»

28 ноября в последнем эшелоне уедет на Восток В. Засульский, возложив обязанности директора Подольского завода, вернее того, что осталось от него, на Ивана Николаевича Ермакова.

Ермакову был известен приказ: если немцы прорвутся в город, заводские корпуса взорвать, а самому уходить в партизаны. Увидел Иван

Николаевич противотанковые ежи и надолбы на территории предприятия. Саперы показали ему заминированные фермы и взрывчатку в цехах, свозили на полигон, куда были выведены концы проводов взрывных устройств. Слава Богу, крутануть ручку этой машинки директору не пришлось...

Но что же осталось на месте эва­куированного предприятия, которому в Подольске присвоили военный номер? Оборудование для производства противотанковых ежей, подков для лошадей кавалерии, лопат... и выпуска бронепаровозов.

Номерной завод не мог использовать все освободившиеся площади. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный

в 1942 году из Таганрога завод «Красный котельщик». На площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.

Макет бронепоезда «Подольский рабочий»

Кем был исполняющий обязанности директора еще недавно про­цветавшего, а теперь обескровленного предприятия? На заводе Иван Николаевич Ермаков работал с 1919 года и был самым молодым, семнадцатилетним, фрезеровщиком инструментального цеха.

Лет через десять он стал начальником учебнопроизводственного цеха, затем руководил школой ФЗУ, а в 1937 году избрали Ермакова вторым секретарем горкома партии. Но больше всего запомнился Иван Николаевич землякам тем, что при самом активном его участии был построен в годы войны знаменитый бронепоезд «Подольский рабочий».

Решение о строительстве его принял городской комитет обороны, которым руководил Филипп Иванович Иванов. Было о чем Ермакову задуматься. Станков на заводе практически нет. От пятитысячного коллектива осталось не более четырехсот человек, половина из которых занята на оборонительных рубежах. И потом, ни чертежей, ни проекта бронированной этой махины нет.Директор завода в годы Великой Отечественной войны Свет Б. И

Долго ломали в ту ночь головы Ермаков и главный инженер Борис Александрович Дубовиков над тем, где раздобыть техническую документацию, оборудование, инструмент, броневую сталь, другие необходимые материалы.

А утром с Московско-Курской железной дороги уже доставили на завод основу будущего бронепоезда - паровоз с тендером, четыре платформы под боеплощадки, десять товарных вагонов для размещения личного состава.

У директора собрались на совет старые производственники - бывший начальник паровозосборочного цеха Сергей Михайлович Гогоров, мастер по термической обработке сталей Алексей Васильевич Бондарев, начальник энергоцеха Сергей Васильевич Голяткин, специ­алист по кузнечным работам Иосиф Антонович Кулаков.

Начальником строительства бронепоезда утвердили Сергея Михайловича Гогорова. Он, в прошлом прекрасный машинист, обкатывал первый отремонтированный паровоз, знал все серии машин до последнего винтика.

На завод были присланы чертежи. Их пришлось основательно дорабатывать, сообразуясь с производственно-техническими условиями и материальными возможностями. За эту непростую работу взялись инженеры Павел Родионович Тарасов, Владимир Иванович Варенцов, Виктор Терентьевич Васильев, Павел Максимович Сироткин. Они из­менили конструкцию каркаса обшивки броней, а саму броню предло­жили наслаивать в три листа. Были сконструированы башенные поворотные механизмы, турели для зенитных пушек и пулеметов и многие другие устройства бронепоезда.

Рабочим катастрофически не хватало питания. Причитающуюся по карточкам хлебную норму, поровну поделенную с домочадцами, многие съедали еще за день и даже за два дня вперед. В заводской столовой приходилось довольствоваться небольшой миской пустых щей из серой капусты, в лучшем случае порцией жиденькой «баланды» -ничем не заправленного мучного супа.

Бронепоезд построили за месяц. Передача Красной Армии бронепоезда, который по желанию его строителей получил название «По­дольский рабочий», состоялась 1 января 1942 года.

Вскоре с фронта пришло на завод письмо. В нем сообщалось, что личный состав бронепоезда в первом же бою успешно выполнил поставленную командованием задачу: полностью разгромил укрепленную высоту. Разбито 32 дзота, уничтожено две артиллерийские бата­реи и до двух батальонов пехоты, сбит самолет.

О судьбе бронепоезда «Подольский рабочий», о людях, воевавших на нем, надо писать отдельную книгу. Здесь же скажу только еще об одном. В дни работы Потсдамской конференции экипажи боевых площадок, оснащенных броней и сооруженных в Подольске, охраняли участок железной дороги Познань-Берлин.

Но вернемся к событию, которое произошло в июле 1942 года. Имею в виду эвакуацию в Подольск таганрогского завода «Красный котельщик». Чем в годы войны занимается его коллектив?

В августе 1942 года завод выдал первую энергетическую продук­цию, выпущенную на подольской земле. Два сепаратора пыли, может быть, и не были крупным производственным достижением, но уже в сентябре «Красный котельщик» изготовил первый котел СП-4 произ­водительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер.

Эвакуированный в Подольск коллектив «Красного котельщика» не насчитывал даже сотни рабочих, инженеров и техников, включая нескольких специалистов-котлостроителей Центрального котлотурбинного института из блокадного Ленинграда. Разметчиков, гибщиков, слесарей-сборщиков и сверловщиков нередко заменяли конструкторы и техно­логи. А в паровых котлах нуждались восстанавливаю­щиеся тепловые электростанции страны, теплоэлектроцентрали.Фронтовая бригада: Ю. Егоров и В. Виноградов

Город направил в помощь котельщикам домохозяек и подростков, но их следовало обучить производственным профессиям. Начальник цеха каркасов котлов Георгий Николаевич Михалков готовил разметчиков. Инженер-конструктор Анатолий Афанасьевич Хохлачев знакомил людей с работой на сверлильных станках. Рабочий Виктор Иванович Чуприн обучал токарей.

Из шестнадцатилетних ребят - выпускников ремесленного училища скомплектовали бригаду монтажников. Был в том ребячьем коллективе Юрий Егоров, сын моряка Андриана Егорова, плававшего в годы первой русской революции на кораблях Северного, Баренцева и Карского морей.

Вряд ли задумывался тогда над своей родословной мальчишка, ставший вскоре бригадиром своих сверстников. И никто, конечно, не видел в худеньком подростке, бегавшем с гаечными ключами среди станков, будущего мастера, начальника цеха завода имени Орджоникидзе, председателя исполкома Подольского городского Совета, директора крупнейшего научно-производственного объединения «Акку­мулятор».

Но все это будет потом, а пока что на дворе стоял ноябрь 1942 года. Вчерашние домохозяйки и пацаны учились профессиям станочников, а конструкторы Борис Михайлович Шолкович и Дмитрий Сергеевич Коп­тев реконструировали трехбарабанные котлы в двухбарабанные.

Конструктор Зельман Григорьевич Модель пошел еще дальше -видоизменил двухбарабанный котел в однобарабанный.

Рекомендованная инженером Анатолием Афанасьевичем Хохлачевым сварная конструкция питателей угольной пыли намного уско­рила и облегчила их изготовление.

Эти и многие другие технические новшества, подкрепленные героическим (другого слова не найдешь - Ю.К.) трудом рабочих, позво­лили коллективу изготовить за восемь месяцев 1943 года двенадцать агрегатов суммарной производительностью 850 тонн пара в час. За успешную работу завод был удостоен первой высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны.

Конструктор знаменитых штурмовиков Ильюшин СВС февраля 1944 года на производственных площа­дях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки ме­талла, стружкодробильные устройства.

...Изучая материалы об истории завода имени Орджоникидзе, перечитывая газеты, брошюры и справки, я обратил внимание на примечательную деталь. Ни в одном документе, суммирующем, скажем так, итоги работы трех предприятий, действовавших в годы войны на производственных площадях Подольского завода, не дается картина по каждому из них. Везде практически итог этот излагается так:

«Завод оснастил бронезащитой свыше 20 тысяч боевых самолетов. Изготовил 147 паровых котлов, увеличивших на тепловых станциях электрические мощности на полтора миллиона киловатт.

Впервые были освоены и выпущены 350 воздуходувных машин - крупных дымососов и вентиляторов, 1320 механизмов котельно-вспомогательного оборудования - воздухоподогревателей, питателей угольной пыли, горелок, форсунок, шнеков и других сложных уст­ройств. Изготовлено более двухсот бензовозов и водомаслозаправщиков, 70 гильотинных ножниц для резки металла, 13 стружкодробилок.Такие «ИЛ-2» укрепляли броней на Подольском заводе

Колхозы и совхозы Подмосковья получили запасные части к тракторам и тракторным плугам - 120 тысяч лемехов, 10 тысяч ступиц ведомого диска, 1200 коллекторов и многое другое».

Факт этот, полагаю, объясняется тем, что данные собирались уже после того, как 21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял принципиально важное постановление. Согласно ему вместо предприятий, работающих в военное время, воссоздавался в Подольске прежний машиностроительный завод имени Орджоникидзе. Ему предписывалось теперь выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности.

«К работе в цехах, - пишет Ф. Кудеяров, - приступали вчерашние фронтовики. Как и до войны, слесарь-универсал Иван Савелье­вич Егоров занялся ремонтом станочного оборудования. Обязанности цехового диспетчера возложили на бывшего командира от­деления разведчиков Николая Ивановича Никитина. Техник-лейтенант, начальник полковой радиостанции Никита Павлович Гнездилов стал осваивать автоматическую сварочную установку, не стесняясь походить в учениках у более молодого по возрасту автосварщика Александра Сорокина. Прожекторист Георгий Васильевич Костромин занял привычное ему рабочее место у копировального газорезательного станка. Зенитчик Иван Кузьмич Смирнов облачился в брезентовую робу и защитную маску электросварщика и в первую же смену выполнил три нормы...».

Есть и другие славные имена в истории предприятия...

 

 

НИКИТА ИВАНОВИЧ РУСИН

 

Первое боевое крещение водитель танка Русин получил в боях с белофиннами. Случилось непредвиденное: заглох мотор. Водитель вражеской машины решил захватить танк, зацепив его буксиром.

Никита Иванович сделал все возможное и невозможное, чтобы мотор заработал. И танк Русина, обладая большей мощностью, приволок не­приятельскую машину в расположение наших войск.

Участвуя в ликвидации вражеской группировки, танк Русина по остову разрушенного моста преодолел водную преграду и первым вор­вался в боевые порядки противника. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1940 года Никите Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1941 году Русин командует отдельным танковым батальоном. Его танкисты участвовали в сражениях на Курской дуге, в освобождении Киева, Познани, в боях на Сандомирском плацдарме.

Ратный путь Н.И. Русина отмечен, помимо ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», орденами Красного Знамени и Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени и многими медалями.

Демобилизовавшись в звании майора, Никита Иванович тридцать лет проработал инженером в инструментальном отделе завода.

 

 

ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ ШАРЕНКО

 

В годы Великой Отечественной войны Василий Петрович командовал взводом противотанковых орудий. На рассвете 23 июня 1944 года 70-я морская стрелковая бригада высадилась в междуречье Тулоксы и Видлицы. Враг пытался сбросить десантников в озеро.

Расчет Шаренко, заняв позицию на левом флан­ге, вел ожесточенный бой с наседавшими силами противника. Вышли из строя подносчик снарядов, заря­жающий, наводчик. Упали другие бойцы расчета, сра­женные пулями. Командир остался у орудия один.

Когда на горизонте появился бронепоезд вра­га, Шаренко зарядил орудие бронебойным снарядом. После первого выстрела снаряд разлетелся на куски, не причинив ущерба мощной броне. Зато следующим выстрелом было разрушено железнодорожное полотно. Бронепоезд остановился. Выскочивших из него гитлеровцев Шаренко встретил осколочными снарядами.

Почти четыре часа длился этот неравный бой. Командир расчета отбил 16 атак. За этот подвиг Василию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ратный путь Шаренко отмечен многими боевыми наградами. После войны работал Шаренко на заводе имени Орджоникидзе диспетчером.

 

 

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ПОХАЕБАЕВ

 

В 1939 году рабочий Иван Похлебаев был призван в ряды Красной Армии и направлен в военную школу летчиков. Его боевой путь начался в 1942 году в составе 4-й воздушной армии. Освобождал Северный Кавказ, Кубань, Крым, Белоруссию, страны Восточной Европы, штур­мовал Берлин, сбил 18 самолетов противника.

В 1945 году Ивану Григорьевичу было при­своено звание Героя Советского Союза. Помимо медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина, И.Г. Похлебаев кавалер трех орденов Красной Звезды, ордена Александра Невского, трех орденов Красного Знамени и многих медалей.

В 1958 году Иван Григорьевич уволился в запас в звании подпол­ковника. Работал в ГПТУ-27 мастером производственного обучения, затем, до ухода на пенсию, на заводе имени Орджоникидзе.

 

 

ИВАН ИВАНОВИЧ ФИЛИППОВ

 

В первые дни войны слесарь Иван Иванович Филиппов ушел защищать Родину. Свой долг наш земляк выполнил с честью.

За форсирование реки Днепр Иван Иванович был награжден Орденом Отечественной войны II степени. Вот что писали командир части и начальник политотдела матери воина: «В упорных боях против немецких захватчиков Ваш сын, старший лейтенант Филиппов Иван Иванович, проявил исключительное мужество и отвагу, показал себя истинным патриотом, бесстрашным воином и талантливым командиром. При подходе к железной дороге наша часть была встречена

сильным огнем артиллерии. Ст. лейтенант Филиппов быстро поста­вил минометы на открытую позицию в 500 метрах от орудий против­ника и открыл ураганный огонь. Сам же с группой бойцов с возгласами: «За Родину! Ура!» бросился на врага».

В другом бою, находясь на далеко выдвинутом вперед наблюда­тельном пункте, он был окружен фашистскими автоматчиками. Отстреливаясь из автомата, вызвал огонь на себя. В этом бою было уничтожено до 300 гитлеровцев, 15 машин с боеприпасами, захвачен обоз в 30 подвод с боеприпасами и продовольствием, взято в плен 24 немец­ких солдата и офицера.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10-го января 1944 года Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Со­юза.

Он не дожил до дня Победы. В боях за освобождение станции Гречаны 12 марта 1944 года ст. лейтенант Филиппов погиб смертью храб­рых.

Его имя высечено на памятнике работникам ЗиО, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Имя героя носит одна из улиц Южного поселка, где живут работники предприятия.

 

 

МИХАИЛ ПИНХУСОВИЧ КРАВЕЦ

 

Молодой лейтенант танковых войск Кравец командовал в 1942 году взводом разведчиков. В составе третьей танковой армии участво­вал в боях на Букринском плацдарме, воевал за освобождение Киева, Фастова и других городов Украины. А потом фронтовые дороги вывели Михаила Пинхусовича в Польшу, Берлин, Прагу.

После войны Герой Советского Союза, кавалер многих орденов полковник Кравец продолжал службу в армии, занимался преподавательской деятельностью, а в мае 1972 года начал работать инженером-технологом в отделе перспективного развития ЗиО.

В день семидесятилетия героя заводская газета «Знамя труда» опубликовала краткую биографию Михаила Пинхусовича, поместила его снимок, поздравление Совета ветеранов войны и стихи Алексея Суркова. В них были такие прекрасные строки:

Белоголовые товарищи мои! Пусть

отгремели давние бои И над землей

не молкнет гул труда, Большое

счастье, предвещая людям, Мы,

старые солдаты, никогда Огней

костров походных не забудем.

 

 

ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ БАТЫРЕВ

 

Батырев был родом из деревни Чулпаново Подольского района. Сын рабочего по окончании семи классов учился в ФЗУ, работал токарем. Но парня тянуло в небо.

Закончив Подольский аэроклуб, Петр стано­вится курсантом военной школы летчиков имени В.П. Чкалова. За период боев на фронтах Великой Отечественной войны гвардии капитан Петр Михайлович Батырев совершил 330 вылетов, 212 из них - на разведку. Заместитель ко­мандира полка по воздушно-стрелковой службе участвовал в 52 воздушных боях, в которых лично сбил пять, и в группе 1, самолетов противника.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. 30 сентября 1944 года Петр Михайлович Батырев погиб при выполнении боевого задания.

 

Юрий Козловский

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: mail@podolsk-news.ru

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Rambler's Top100