НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

От года свиньи до русского Нового года



 

 

Возвращение блудного сына. Илья ГлазуновПразднование новых годов в современной России вносит определенную путаницу в жизни россиян. Можно говорить даже о скрытом конфликте – те, кто ближе к корням своей культуры тихо не любят тех, кто празднует католический Новый год с примесью астрологических животных. С каждым годом люди все дальше и дальше отходят друг от друга во взаимопонимании, что естественно не является положительным фактором для объединения нации.

Действительно ли православные, которые пользуются менее точным календарем - отсталые, а католики, чей календарь более точен, соответственно – продвинутые? В какой плоскости лежит решение этого вопроса? В математике или в политике.

При Хрущеве советские ученые составили абсолютно точный астрономический календарь. Никита Сергеевич, как истинный космополит-большевик вынес на обсуждении в ООН вопрос о переходе на новую систему летоисчисления. Состоялось голосование. Результат – среди голосовавших «ЗА» - 0%, даже страны советского лагеря игнорировали предложение Генерального секретаря. Не говоря о цивилизованных США и Японии. Народы, можно так выразиться, решили остаться в «темноте» национальных календарей, среди которых, кстати, нет ни одного без погрешностей.

Следовательно, можно сделать вывод, что весь мир относиться к летоисчислению не как, к астрономической задаче, а как к национальному достоянию.

Во всем мире народы меняли свое летоисчисление почти всегда после культурной экспансии извне. Так вошел в обиход многих стран католический календарь. Именно так терялись национальные черты народов, в конечном счете, приводившее к исчезновению государств.

Интересно, среди тех, кто противостоит переходу на русский национальный календарь, все хотят, чтобы Российское государство исчезло с лица земли, а русская нация растворилась среди более сильных народов, или не все? Шутка…

 

Редакция портала www.podolsk-news.ru

Обсудить на форуме

 

 

Краткая история русского Нового года

 

В X в. вместе с христианством Русь принимает юлианс­кий календарь с римскими наименованиями месяцев, семи­дневной неделей и византийской эрой, которая в свою очередь была уста­новлена в годах от Сотворения мира. Христиан­ские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхаль­ным циклом определяли ее в 5509 лет. Согласно этому ис­числению христианская Пасха никогда не совпадала с иудей­ской.

Таким образом новый год отсчитывался с 1 сентября и с 1 марта. В 1492 году согласно церковной традиции официально закрепляется одна дата - 1 сентября.

Последний раз Старый Новый год был отпразднован 1 сентября в 1698. Проведен он был весело в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводою Шеиным, собравшим неверо­ятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов; к ним подходил сам царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каж­дый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 ору­дий. Царь Петр Великий, явившись в Успенский собор в со­провождении своего малолетнего сына Алексея и супруги царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым го­дом, с новым счастьем. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и высоких ботфортах.

Петр I указом от 15 декабря 1699 поста­новил началом года считать 1 января и вести летосчисление от Рождества Христова. Вслед за 31 декабря 7208 от Сотво­рения мира наступило 1 января 1700 христианской эры. «Лучшего ради согласия с народами европейскими в кон­трактах и трактатах».

Петр Великий изменил коренным обра­зом летосчисление наше, и способ празднования Нового года. В первый год XVIII ст. он уже приказал вести летосчисление от воплощения на земле Богочеловека, отменив летосчисле­ние от дня Сотворения мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обы­чаям, заимствованным им в Голландии и других странах За­падной Европы. В оправдание своих начинаний, царь приво­дил те простые и очевидные основания, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы (т.е. малороссы), и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах».

Проведение в жизнь этой реформы началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября. 5 декабря 1699 барабанный бой возвестил о чем-то важном на­роду, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, стоя на котором так, чтобы было видно всему народу, царский дьяк громко читал царский указ о том, что великий государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». В знак того доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами, учи­нить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловыхи можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е чис­ло того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воин­ского и купеческого чина знаменитым людям коему ж до на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мел­кого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько
ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мел­кие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою
или хворостом, зажигать, а перед ратушею
стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной. На другой день царь принимал по­здравления у себя во дворце.

Ка­лендарь этот просуществовал в России вплоть до 26 января 1918.

С приходом к власти большевиков он был заменен католическим календарем, со­гласно которому в отдельные годы Христова Пасха со­впадала с иудейской и нарушались многие вековые традиции восточного христианства. Православная Церковь, как и многие русские люди  не приняла этого кощунственного изменения, и продолжают отме­чать праздники, в том числе и Новый год, по юлианскому календарю.

 

О нашем юлианском календаре

 

Юлианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем. Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х. Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года - промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян. Год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365¼ суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

 

Январь (Ianuarius)

 в честь бога Януса;

 

Февраль (Februarius)

 в честь бога Фебрууса;

 

Март (Martius)

 в честь бога Марса

 

Апрель (Aprilis)

 от латинского apеrire ("раскрывать"), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

 

Май (Maius)

 в честь богини Майи;

 

Июнь (Iunius)

 в честь богини Юноны;

 

Квинтилис (Quintilis)

 "пятый";

 

Секстилис (Sextilis)

 "шестой";

 

Сентябрь (September)

 "седьмой";

 

Октябрь (October)

 "восьмой";

 

Ноябрь (No

ember)

 "девятый";

Декабрь (December)

 "десятый".

 



Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это - единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии - императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление "от основания Города", или "римская эра", ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис ("пятый"), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября - на декабрь.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте. В католическом григорианском календаре, в погоне за точностью, которая в принципе не требуется, (как говорится – «и так все работает»), астроном Вильямом Гершелем (1738 — 1822) была предложена аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года Григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято из-за сложности даже у католиков. Кстати, православный Патриарх Иеремия II считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.
Итак, вернемся к юлианскому календарю, в 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников. Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день - 14 нисана по еврейскому лунному календарю. Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы. Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца - 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных. Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой - была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно. К примеру, если "плавающие" даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца. Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи "плавает", как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля.

Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл - недели (лат. Hebdomada, или Septimana - седмица). Недельный цикл христиане заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х. Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для определения Шаббата - Субботы - каждого седьмого дня календарного года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе евреев из Египта.

Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий - Воскресению Христову (отсюда и его русское название - "воскресенье") и сошествию Святого Духа на Апостолов. С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться "субботним" (греч. Sábbaton, или Sábbata - отсюда русское суббота) в память о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа. За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник, четверг, пятница).

Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных - откуда впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).

 

Обсудить на форуме 

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]