НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

ЖИЛИЩНАЯ РЕФОРМА

 

ДОМ, КОТОРЫЙ ОСТАВИЛ ЖЭК

 

В Климовске на середину лета 2007 года организовано и зарегистрировано пять товариществ собственников жилья (ТСЖ), четыре из которых в новых домах, а пятое – «Первомайская,1» – в доме, которому 28 лет. Речь в статье пойдет о домах советской постройки (в городе их более 90%), и которым после 1 мая 2008 года предстоит встретиться с управляющими компаниями или, как в нашем примере, организовать ТСЖ. Основной вопрос, который волнует сегодня жителей домов советской постройки: за чей счет будут делать в их доме капремонт?

 

Сегодня на этот вопрос можно дать четкий ответ: за государственный, т.е. специально собирать с жильцов деньги на капремонт многоквартирного дома не будут. Об этом говорит Федеральный закон от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а мэр Москвы Юрий Лужков на заседании правительства 9 октября 2007 года заявил, что деньги на капремонт будут давать жильцам тех домов, где организованы товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Государство решило восстановить справедливость и вернуть собственникам квартир в старых домах те деньги, которые они долгие годы платили в ЖЭКи, и которые должны были накопиться на капремонт их дома, но по независящим от жильцов причинам куда-то делись. Однако здесь возникает второй вопрос: как деньги фонда и бюджета на капремонт донести до каждого многоквартирного дома, чтобы они не «исчезли» по дороге, дошли до каждого собственника квартиры и были потрачены именно на капремонт их дома?

Правительство решило поставить этот вопрос под государственный и общественный контроль. Государственный – это различные органы государства от Минфина до антимонопольного комитета и прокуратуры. Общественный – это собственники квартир в многоквартирном доме, организованные в ТСЖ. Почему деньги собираются перечислять на счет ТСЖ, а не личный счет собственника квартиры? Потому, что больше гарантий (контроль соседей, коллективная ответственность), что деньги не обналичат, и они не уйдут на другие цели.

Прежде чем приступить к изложению и анализу собранного материала, уясним некоторые термины и определения в соответствии с действующим законодательством, и не будем путать их с расхожими бытовыми понятиями.

Сегодня «муниципальных» и «частных» многоквартирных домов не существует, а есть старые дома советской постройки до 1991 года и новые – построенные после 1991. В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ, во всех домах согласно статистике примерно 70% частных квартир и 30% муниципальных квартир. Примерно в такой же пропорции распределяется общее имущество многоквартирного дома между собственниками помещений (земельный участок, чердак, подвал, подъезды, лифты, инженерные коммуникации и др.). Согласно ЖК РФ собственник несет бремя по содержанию дома, в том числе и по капитальному ремонту общего имущества дома.

Собственником частных квартир являются в основном граждане (физические лица) или организации (юридические лица, например, ЗАО «Росса»).

Собственником муниципальных квартир согласно ст.130 Конституции РФ является население муниципального образования (например, города Климовска, т.е. каждый житель города имеет 1/56000 долю в каждой муниципальной квартире, оплачивает ее капремонт через бюджет и управляет муниципальной собственностью через горсовет и администрацию).

ТСЖ имущества не имеет, если оно не занимается предпринимательской деятельностью, а по сложившейся практике этого сегодня нет. Все имущество многоквартирного дома находится у собственников в общей долевой собственности (за исключением их личного имущества, например, межкомнатные перегородки, унитаз). За общее имущество собственники несут солидарную ответственность пропорционально их доле в общем имуществе. Прав и обязанностей в отношении имущества собственников ТСЖ не имеет. ТСЖ не отвечает по долгам собственников, а собственники не отвечают по долгам ТСЖ. ТСЖ действует как общественная организация, т.е. как организованные собственники, выполняя решения собственников. Высшим органом управления многоквартирным домом является общее домовое собрание собственников.

С 1 января 2005 года в Московской области жильцы многоквартирных домов оплачивают все 100% расходов на коммунальные услуги, содержание и ремонт их домов, по счетам, выставленным обслуживающими коммунальными организациями (в Климовске – это МУП «СЕЗ»). Здесь все ясно с новыми домами, но как быть с домами советской постройки и теми деньгами, которые откладывались на их капремонт много лет, неужели жители должны по новой скидываться? Именно скидываться, т.е. собственники должны собрать деньги на капремонт своего старого дома. Согласно вышеназванной пропорции – 70% вносят собственники частных квартир и 30% – муниципалитет из бюджета за жителей, у которых квартиры в найме (фактически деньги на капремонт за муниципальные квартиры вносят все жители Климовска, только частники оплачивают еще и свои 70%. Этот вопрос весьма интересный, и мы его рассмотрим отдельно, опираясь на фактические данные).

О том, что надо скидываться на капремонт, думали в 2006 году и чиновники, и жильцы многоквартирных домов. Поэтому первые пытались стимулировать создание ТСЖ в старых домах, а последние отнеслись к этому с недоверием и равнодушием. Например, в Климовске провели 7-9 домовых собраний, но они оказались нелегитимны, решения не приняты, поскольку жильцов на собрания приходило мало. Создать ТСЖ удалось только в доме №1 по улице Первомайской, т.к. инициативная группа использовала метод заочного голосования. Создавая ТСЖ, собственники могут выбрать: взять управление домом на себя или нанять управляющую компанию, согласовав с ней договор. Этот довод использовала на собрании инициативная группа, и еще тот факт, что в противном случае с 1 января 2007 года жильцам назначат управляющую компанию на ее обязательных условиях. В сентябре 2006 года было зарегистрировано ТСЖ «Первомайская,1».

Но, видимо, из-за выборов в Госдуму в декабре 2007 года и президентских в марте 2008, решили отсрочить назначение управляющих компаний до 1 мая 2008 года, да еще выделить 250 млрд. руб. государственных средств на капремонт жилья. На эти деньги в России должны отремонтировать весь жилищный фонд до 2012 года. Здесь возникает вопрос: кто эти деньги будет осваивать, т.е. тратить? И тут чиновники сразу сообразили, что осваивать выделенные средства лучше через свои управляющие компании. Хотя по справедливости и по Жилищному кодексу РФ эти деньги должны достаться собственникам квартир, которые должны их потратить только на капремонт своего многоквартирного дома. Именно с таким предложением выступал председатель правления ТСЖ «Возрождение-Климовск» В.Б. Наконечный 7 декабря 2006 года на парламентских слушаниях под председательством депутата М.Л. Шаккума в Госдуме. Но как такие деньги доверить неорганизованным гражданам? Другое дело – ТСЖ или управляющие компании.

В сторону ТСЖ склоняется Общественная палата при Президенте РФ, поскольку ТСЖ являются общественными организациями собственников жилья и зарегистрированы как некоммерческие организации. Управляющие компании – это коммерческие организации и, скорее всего, бывшие ЖЭКи, а «осваивать» деньги жильцов они научились здорово. Федеральные власти озабочены, чтобы деньги не разворовали на местном уровне.

А что сегодня происходит на местном уровне? Например, этим летом в городе Подольске некоторые ЖЭКи (МУЖРП-14 и др.) пытались провести домовые собрания и заключить с каждым собственником квартиры договор на управление. Многие жильцы, почитав проект этого договора, пришли к выводу, что за все платят они, имеют «одни обязанности», а МУЖРП – «одни права» и распоряжаются деньгами жильцов. Даже по договору жилец опять остался в роли просителя, а не заказчика.

Если летом 2006 года администрация в Климовске в лице комитета по управлению имуществом проголосовала «ЗА» создание ТСЖ «Первомайская,1» (а это 38 муниципальных квартир), то весной 2007 года обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность создания данного ТСЖ. Спрашивается, откуда такая смена интересов? А события развивались следующим образом.

После отсрочки введения управляющих компаний в России правление «Первомайская,1» в январе 2007 года решило, поскольку пока не готово взять управление домом на себя, заключить договор на управление с ныне обслуживающей дом организацией – МУП «СЕЗ». МУП «СЕЗ» согласилось, но стало тянуть время. Можно предположить, что затруднение вызвало наполнение договора цифрами расчетов на содержание, ремонт и коммунальные услуги. Но вот в апреле председателя ТСЖ вызывают в прокуратуру, требуют предоставить документы и дать показания, вызывают также и жителей дома. Оказалось, что в некоторых бюллетенях жители не указали свидетельство о праве собственности на квартиру, а в некоторых за собственника жену расписался муж. В прокуратуре делают заключение о незаконности создания ТСЖ, что становится предлогом для администрации города заявить в июне 2007 года, что договор с ТСЖ на управление заключать пока не будут. Но этим дело еще не кончилось.

В начале сентября председателя правления ТСЖ Н.И. Ерохина вызывают в милицию с целью возбудить уголовное дело по ст.300 УК РФ (самоуправство). Но дознаватель состава преступления не обнаружил и вынес отказное постановление. Затем правление ТСЖ «Первомайская, 1» обратилось в МУП «СЕЗ» с просьбой дать ясный ответ: будут они заключать договор на управление домом или нет? Начальник юротдела МУП «СЕЗ» публично на заседании арбитражного суда Московской области 27 сентября 2007 года заявил, что они против ТСЖ. Интересно, кто после такого административного давления отважится организовывать в своем многоквартирном доме ТСЖ?

Фактическим основанием «разонравившихся» администрации ТСЖ, на наш взгляд, является то, что организованные собственники способны считать и экономить свою квартплату. Например, как это произошло весной 2007 года с ТСЖ «Возрождение-Климовск» и МУП «СЕЗ», когда первые заподозрили обсчет в оплате за горячую воду. Теперь, заключая договор на управление с МУП «СЕЗ», ТСЖ «Первомайская, 1» проверит каждую цифру, ее законность и обоснованность. Разве такое может понравиться жилищно-коммунальной конторе, которая привыкла с жильцами разговаривать как с просителями, а не заказчиками, и распоряжаться их общим имуществом как своим? Да тут еще 250 млрд. рублей надо освоить. Неужели их отдавать собственникам, организованным в ТСЖ. Более того, с 2009 года муниципальные унитарные предприятия (МУПы) будут приватизироваться. Кто будет собственником МУП «СЕЗ», можно догадаться с первого раза. Чем жильцы неорганизованнее, тем ЖЭКу или другой управляющей организации проще распоряжаться их имуществом в своих интересах.

 

В.Б. Наконечный,

к.т.н., председатель правления ТСЖ

«Возрождение-Климовск»,

Н.И. Ерохин,

 к.ю.н., председатель правления ТСЖ «Первомайская, 1».

 

По вопросам жилищной реформы, организационной и правовой помощи

обращаться по тел:

8 (905) 537-80-56


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+