НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

Юлия Гущина

Юлия Гущина:

«Детства не было, может, это и хорошо...»

 

22 августа на Олимпиаде в Пекине российский квартет – Евгения Полякова, Александра Федорива, Юлия Гущина, Юлия Чермошанская – в блестящем стиле выиграл легкоатлетическую эстафету. Результаты этого забега пытались оспорить команды Великобритании и Польши, но протесты, связанные с тем, что бегуньи с Ямайки неправильно передавали палочку, были отклонены. Впервые в истории отечественной легкой атлетики наши спортсменки завоевали «золото» в эстафете 4х100 м.(42,31 сек.). С 1928 года, когда этот вид был включен в олимпийскую программу, советские и российские бегуньи выше второго места не поднимались. Трижды наши девушки завоевывали «серебро»: в 1980-м, 1992-м и на Олимпиаде-2004 в Афинах. Юлия Гущина заработала за Олимпийские достижения: 160 тысяч евро и автомобиль «Лексус» от правительства РФ, 1 миллион 100 тысяч рублей от Ростовской области, 1 миллион 300 тысяч рублей от Московской области.

Из сообщений прессы в дни Олимпиады в Пекине

 

– Юля, расскажите о себе, как Вы попали в спорт, кто Ваши родители? Как вообще попадают на Олимп мировой славы?

– Родители мои – простые россияне, к спорту имеют отношение постольку-поскольку они мои родители, то есть через меня. Мама работает кладовщицей на мебельном складе, папа – частный предприниматель. Работали они в свое время на советском предприятии, но во времена перестройки были уволены в связи с повальным сокращением. Тогда, как и многие наши соотечественники, вынуждены были заниматься частным предпринимательством. Родилась я в 1983-м году в Волгодонске. В спортсменки попала в 6-м классе, тогда мне было 12 лет. На школьных соревнованиях показывала хорошие результаты, и меня взяли в училище олимпийского резерва в Ростов. Не могу не назвать первого своего тренера в Волгодонске – Владимир Дротик. Потом Юлия Гущина с нынешним тренером В.М. МаслаковымАнатолий Мешковский и Тимофей Прохоров (Тимофей Васильевич Прохоров – легкоатлет, заслуженный тренер СССР, легенда донского спорта, 1919 года рождения, фронтовик, 4 раза бежал из фашистского плена, подготовил многих прославленных спортсменов, работает до сих пор), у которого я занималась более 9-ти лет, именно он, Тимофей Васильевич, был тем человеком, который увидел во мне задатки настоящей спортсменки и взял меня в училище. Он занимался со мной: ставил технику, движения, физику, работал над психологией. Я требовала к себе внимание, нуждалась в няньке, порой капризничала, не всегда терпела нагрузки. Постепенно ему удалось вывести меня на нужный уровень. А в 2004 году я перешла работать к московскому тренеру Валентину Михайловичу Маслакову. Возможно, сочетание педагогических качеств тренеров и дало мне возможность выйти вперед.

– Сейчас Вы живете в Подольском районе. Как попали к нам?

– О! Это просто сказочная история. Дело в том, что когда я стала учиться в училище олимпийского резерва, местом моего жительства было – вначале интернат, потом общежитие. Сами понимаете, большого удовольствия от жизни в общаге я не испытывала. Вначале это воспринималось как норма, но, становясь старше, стала мечтать о своем доме. Ведь в Ростове, в котором я жила и почти постоянно тренировалась, мне порой сумку негде было оставить! К родителям же в Волгодонск часто ездить не получалось. Когда мои результаты в спорте стали улучшаться, я, естественно, стала просить улучшить и свои бытовые условия. Сами понимаете, быт напрямую связан с ощущением внутреннего комфорта, с психологическим настроем, особенно когда выходишь на старт. И вот, я четыре года просила, просила. Мне готовы были предоставить служебную квартиру. Но, сами понимаете, что такое служебная квартира? Происходит травма и тебя выселяют, а если сказать резче – выбрасывают, как навсегда сошедшего с дистанции. Естественно, такой подход совсем не стимулирует продолжать работу, тем более спортивную – работу на износ. Не хочу ни кого называть, но примеры отношения к ветеранам спорта, и не только спорта, в нашей стране перед глазами. А посмотрите на наших пенсионеров? Последнее время отношение государства стало меняться в лучшую сторону, но все равно еще полно негатива, и нас, молодых спортсменов, такие факты, конечно, не вдохновляют…
И вот, когда мне пришло предложение выступать за Московскую область, и речь опять зашла о месте проживания, меня пригласили в новостройку Подольского района и сказали: «Выбирайте любую квартиру за треть цены с рассрочкой!» Я до сих пор поражена душевностью и чуткостью Подольского района. Искренне благодарна им всем.

– Когда Вам предложили квартиру, вы еще не были Олимпийской чемпионкой?

– В том-то и дело что нет! Конечно, я не была никем, входила в список сильнейших, иначе бы и на Олимпиаду не позвали. Но на родине мне сказали: «Вот если бы ты была Олимпийской чемпионкой!..». Повторюсь, благодарна всем, и руководству Московской области и руководству Подольского района…

– Давайте относиться к этому философски: с одной стороны «нас всех испортил квартирный вопрос», с другой – «нет пророков в своем отечестве ». Надеемся, что эта часть жизни у Вас наладилась.

– Дай Бог.

– Кстати о Боге…

– Верю, если говорить о большой Вере. Бабушка у меня очень верующая. Когда встречаемся, вместе в храм ходим… Но поймите правильно, моя жизнь так насыщена: тренировки, переезды, соревнования, что – как надо бы, с исполнением треб и т.д., у меня не получается. Могу добавить, что не суеверна, в приметы, в талисманы и прочую чушь не верю. Считаю себя реалисткой и православной христианкой.

– Теперь о Китае и китайцах. Вся страна смотрела, как они выступали. Всё четко налажено, ощущение от спортсменов как от каких-то киборгов. В СМИ пошли рассуждения об иглоукалывании, о китайской народной медицине, особых травах. Пытались угадать, какие нечестные приемчики они совершают для достижения таких мощных результатов.

– Это домыслы, сплошная ерунда из разряда – найди оправдания за пределами своего «я». В Пекине мы жили с китайскими спортсменами в одной гостинице, я воочую видела слезы радости и слезы разочарования в их глазах. Никакие они не киборги. Абсолютно нормальные ребята, мало отличающиеся от нас, может, только внешне. Видела и их родителей, и любимых. Могу позавидовать их целеустремленности и, конечно, государственной поддержке. Организация всего, что было в Пекине, поразила нас. Звоню домой и говорю, предположим: «В 17.15 я буду на дорожке». Так все и случается – точно в 17.15 я уже на дорожке.

Успехи их обусловлены, во-первых, государственным и народным отношением к спорту. Пример с бегуном Лю Сяном поражает, как Китай любит своих героев. И второе, это, конечно, демографическая ситуация. У них больший выбор. Китайцев в 10 раз больше, чем россиян. Вы только задумайтесь – в 10 раз! Когда я первый раз узнала, была поражена. Ведь спорт это не только соревнование духа и спортивных школ, но и природных возможностей. В Китае в секцию приходят сразу 500 человек, против наших 50-ти. И если ты не смог, тебя сразу отсеивают. Задохликов не берут. У нас же жалеют, говорят, что вот сегодня ты не смогла, но потенциально можешь, мучаются с тобой, нянчатся.

Вообще, если оторваться от Китая, спорт это, конечно, дикий труд, причём с детства.

– А у Вас детство было?

– Что Вы, какое детство! Работа, работа и только. Может, это и хорошо, не научилась жить в режиме отдыха. Обычно у того, у кого счастливое детство, – а нами счастье понимается как беззаботность, – очень трудная взрослость.

– В Вашем случае результат «трудного детства» налицо…

– В моей жизни да. Потому что на виду – спорт, олимпиада, соревнования! А как быть человеку «не видных профессий», который в нашей стране должен трудиться не хуже меня, поскольку конкуренция у нас и в других областях не менее острая, чем в спорте. А ведь такому человеку квартиру не дадут, премией не обеспечат. Только потому, что он на непопулярной ниве трудится. Трудиться необходимо всем, всей стране. В Китае нация мобилизована настолько, что они стараются – каждый на своем месте – как олимпийский спортсмен. Не ноют и не ищут причин для лени. Вы видели утреннею зарядку китайских пенсионеров?..

Пусть не покажется кому-то слишком заносчиво, учить никого не собираюсь, но если мы хотим жить в стране развивающейся, как Китай, нам, в нашем положении, когда за Уралом плотность населения приближается к плотности населения в Ледниковый период, надо трудиться за десятерых китайцев. Себя не жалеть и прекратить эти постоянные расслабления…

Я вот о чем, сегодня утром выхожу из своей новенькой квартиры, перехожу дорогу, хочу купить минеральной воды, а в очереди передо мной стоят девушки примерно моего возраста, все немытые, в наколках, с сигаретами, со следами алкоголизма на лице, мат-перемат. Какая там работа! Лица опухшие. Только проснулись «после вчерашнего». А время было 9 утра в среду! Середина рабочей недели!.. Страшно становится за всех нас.

– Как настраиваетесь на соревнования?

– Конечно, стараюсь не отвлекаться по мелочам, внутренне мобилизуюсь. У нас, у российской школы, нет особых психологических методик, как, скажем, у американцев, которые в Пекине штат психологов раздули до 60-ти человек. Думаю, что нам в этом направлении есть куда развиваться. Свое состояние во время бега могу сравнить с состоянием певца. Бег – как песня: нужно вдохновение, тогда все получается.

– Чем вдохновляетесь?Пекин 2008, Юлия Гущина и Иван Бузолин, участник Олимпийских игр (легк. отл., 400 м., запас)

– Любовь близких людей, поддержка друзей. Люблю читать книги про легендарных героев, перед вашим приходом мы с Иваном начали смотреть по видику «Властелин колец», до этого прочитала все части этого фэнтези. Очень нравится. Читать вообще люблю, когда есть время.

– В одном интервью вы назвали «великой» американскую спортсменку Сани Ридчардс, хорошо отозвались и об Эллисон Феликс. Как Вы думаете: они о Вас так же отзываются?

– (Смеется, потом серьезно) Не знаю. Мы с ними знакомы заочно. Встречаемся на соревнованиях, здороваемся, пожимаем руки. Уважение есть. Более ничего добавить не могу.

– Ямайские спортсменки уронили палочку, это простое везение, судьба? Нет внутренних уколов, что если бы не случай, то были бы вторыми?

– Нет, никаких уколов нет. Я знаю, что такое спорт. Передача палочки из рук в руки – это тоже элемент, который надо тренировать. Мы, перед тем, как бежать тем составом, которым бежали в Пекине, 11 дней посвятили тренировкам именно этого, вроде бы легкого, элемента. Отрабатывали его со специалистом нашей сборной Актаем Мирзоевым. И ямайские спортсмены, и мы, и британцы прекрасно знали, какие камушки бывают на пути, какая толчея создается во время эстафеты. Потом я отношусь к разряду тех людей, которые считают, что случайностей не бывает.

– Случайность – результат сочетания закономерностей.

– Согласна.

– Планы на дальнейшую спортивную жизнь строите?

– Думаю, что по возрасту дотяну до следующей Олимпиады. Тренируюсь. Стараюсь не расслабляться, хотя моральная усталось от Олимпиады еще есть.

– В будущем на тренерскую работу не планируете пойти?

– Нет, думаю это не мое.

 

 

Беседу вел Сергей Копычев
Фото Валентин Комаров

Материал взят из №7(10) журнала "Деловой Подольск"

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+