НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

Федор Конюхов:

«РЕКОРДЫ СТАВИТЬ - ЭТО ВТОРОСТЕПЕННО...»

 

Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в картинах и книгах. В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского Союза художников (МСХ) секция «Графика», с 2001 года, также, состоит в секции МСХ «Скульптура». Лауреат Золотой Медали Российской Академии Художеств, Почетный академик Российской Академии Художеств, автор более 3.000 картин. Участник российских и международных выставок. Член Союза писателей РФ. Автор девяти книг. Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил шесть кругосветных плаваний, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный Мастер Спорта. Награжден орденом Дружбы народов СССР. Премией UNEP «GLOBAL 500», за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Занесен в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Действительный член Российского Географического Общества. Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терна (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).

 

– Федор Филиппович, Вы человек известный и факты из биографии многим известны. Расскажите о себе, но, если можно, не официально, по-народному – откуда родом, кто родители? Сами понимаете, именно семья и корни многое могут охарактеризовать.

– Да, понимаю. Я из многодетной семьи. У родителей нас было шестеро, старший братик умер, так что можно сказать – я из семьи, где было пятеро детей. У меня есть еще два брата и две сестры. Родители наши до сих пор живы, оба, они одногодки, шагнули к 93-му году своей жизни. Дай Бог им здоровья. Вообще по женской линии у нас долгожители. Бабушка – 106 лет, прабабушка – 126 лет. Они все с Помора*.

– Вот откуда тяга к морским путешествиям.

– Я и сам родился рядом с Азовским морем. Так что все корни с морскими просторами связаны. Да, о семье… От своих родителей я перенял и эту черту – у меня четыре сына и дочка, уже подрастают четыре внука и внучка Полиночка. Что правда, то правда: тяга к романтике, к морским путешествиям у меня с детства. Многое о чем в детстве мечтал – воплотилось. Мне нравится ходить под парусом, мне нравится океан. Рекорды ставить – это второстепенно; вообще считаю, что мужчина должен быть с мечтой.

– Скажите, а как вы считаете, что это за мечта такая – путешествовать, это профессия, призвание, бизнес? Есть люди, которые вообще этого не понимают. Как в пословице: где родился, там и сгодился. Зачем куда-то стремиться? Ладно, по земле путешествовать, но есть люди – в космос летают. Что это – тяга к приключениям, к повышенному адреналину в крови?

– Про космос расскажу историю из своей жизни. Когда был маленьким, по радио в 1957-59-х передавали о полете спутников. Каждый раз торжественно, восторженно. А мы жили бедно. Вот бабушка моя, как услышит очередное сообщение, говорит: «Маслице наше полетело из магазинов!». Я тогда с ней спорил, и теперь бы поспорил. Сегодня, благодаря тому, что наше «маслице улетело», я в путешествия даже секстанта не беру. Вся навигация через спутники. Я соглашусь, что в путешествиях сегодня землеоткрывателем вряд ли станешь. Но путешествовать – это талант. Есть у людей таланты писать стихи, книги, картины. Таланты, без которых творческий человек не может жить – такая сильная тяга к творчеству. Кстати, это хорошая проверка, кто ты? Ради чего пишешь, рисуешь. Если ради внутренней песни, которую просто не можешь не петь – это талант. Примеров много из жизни великих художников, которые рисовали даже в полной нищете. Вот и желание путешествовать у меня и моих друзей – сродни таланту. И это серьезно. Вы видели рядом с моим офисом стоит часовня Николая Мерликийского Чудотворца, в стену которой вмонтированы доски о погибших путешественниках? Многие из них были моими друзьями. В общей сложности я потерял 33 друга. Если в кругосветке участвуют 10 яхт, 3 обычно погибают. Вообще, грубо подсчитывая, можно сказать, что погибает каждый третий. Кого лавина, кого волна накрыла. Поэтому внутренняя песня так же сильна, как и песня в душе художника, который ради творчества ломает всю свою жизнь и порой умирает от голода, или в полной нищете. Песня, которая зовет рисковать жизнью, – очень сильная песня.

– А как же Ваше художественное творчество?

– Признаюсь честно: художником считаю себя отчасти. Настоящий художник должен все время рисовать. Это его песня, моя – путешествовать. И понял я это, когда выполнил завещание своего деда. Он был знаком с Георгием Яковлевичем Седовым и завещал мне дойти до Северного полюса. Когда я выполнил его завещание, думаю, ну вот, еще кругосветка и – рисовать и так далее. Шесть раз ходил вокруг Света… Поначалу оправдывал себя: мол, хожу в творческие экспедиции, собираю материал. Отчасти это было так, а внутренне понимаю – ходил как путешественник, а не как художник. – После Миклухо Маклая осталось много чудесных рисунков. Видимо, это близкие вещи – талант художника и путешественника. – Может быть. Вспоминаю свое желание стать священником, хотелось молиться за тех ребят, которые погибли. Кому, как ни мне, думаю, человеку, знающему изнутри всю тяготу путешествующих – как лавины срываются, как гибнут люди, – молиться за них? Думаю, мечтаю. Но, как говорится, человек планирует, а Господь Бог располагает. Мне уже давно надо молиться, а я все еще путешествую. А задумки художественные имею большие. Есть эскизы на тему казни Иоанна Крестителя. Он стоит на коленях в подвале, заходит слуга с мечом, а поодаль Соломия уже ждет в танцевальном наряде с блюдом. Есть еще задумки, но понимаю: чтобы их воплотить, не один год надо стоять на якоре. Вспоминается в связи с этим Пикассо. Моих работ, если собрать по миру, наберется около трех тысяч, а у него – тысячами экземпляров исчисляются работы в сериях: керамика, офорты, рисунки. Искусствоведы подсчитали, что для того, чтобы закрасить плоскость, которую изрисовал Пикассо, простому человеку понадобиться 92 года! Вот как он время спрессовал! Только за одно за это его можно уважать. Искусство его можно любить, можно не любить, разбираться или не разбираться, а вот за его трудоспособность, за его эксперименты – не уважать нельзя.

– Сегодня люди любят путешествовать. Конечно, это не сравнить с Вашим экстремальным стилем, не все способны. Но тяга к этому есть. Пускай и на туравтобусе. А можно ли познать мир без путешествий?

– Конечно, можно! Можно познать мир не только не выходя из собственного дома, но и из собственной кельи, как это делали монахи.

– А познать людей?

– Люди ничем друг от друга не отличаются на всех континентах, физически все примерно одинаковы, а вот духовный мир имеет сильные отличия, порой встречаешь противоположности. Поэтому хотелось бы выступать за наших, за родные души, но обстоятельства пока не позволяют. Перед Вашим приездом я встречался с генералами, адмиралами – высокопоставленными людьми, пытался доказать, что наша держава в состоянии стать океанской державой; даже сердце разболелось, но, кажется, не убедил.

– Что значит – за наших? Не совсем понятно…

– Все мои шесть кругосветок были совершены под разными флагами, разных государств. Только не под российским. Я предлагал нашим генералам попробовать стяжать для России звание океанской державы. Мы только говорим об этом, а в реальности такое звание дается стране, когда она участвует в кругосветном путешествии, где яхта с отечественным капитаном выходит из своего порта и не менее чем через 80 дней прибывает в него же. Хотелось бы построить большую яхту, побить рекорды, а дальше превратить ее в научно-исследовательское судно. У меня есть мечта – сфотографировать огромного спрута, которые живут только на глубине в темноте. За ними кашалоты ныряют. Иногда такого схватит гиганский спрут и не выпускает, пока кашалот не задохнется, они же воздухом дышат.

– Какого же они размера? Как в «Пиратах Карибского моря»?

– Видел кальмара, туловище которого было 9 метров в длину, а щупальца 28 метров. У нас палуба была 30 метров, так он не помещался на ней. Кожа желтая, толстая, потрескавшаяся. У нас стояла машина для молки костей, так в нее мы эту кожу кинуть не решились, она твердая, как покрышка от автомобиля.

– Давайте все-таки вернемся к «генералам»… И какова их реакция была на ваши слова? – Я очень сильно волновался, может, и наговорил чего лишнего. Вот, к примеру о футболе. Там такие деньги крутятся, на десять кругосветок хватит, а о полезности футбола надо еще подумать. Всем известна агрессия футбольных фанатов. Ни один из видов спорта не вызывает такую реакцию у болельщиков – ни хоккей, ни легкая атлетика. Только футбол провоцирует выплеснуть отрицательную энергию на ближнего. Я думаю, с этим должны разобраться психологи. Феномен же такой есть? А парусный спорт, развитие которого я отстаивал, несет в себе силу, мужество. Вы посмотрите на лица тех, кто занимается им – это рыцари. Я считаю их настоящими мужчинами. Одна ошибка и пиши-прощай. Что такое кругосветка под парусом? Это настоящее испытание. Человек все 60-70 дней работает на пределе своих возможностей. Яхта идет более 42-х узлов (1 узел – 1800 метров), она быстроходнее любого судна, и только под парусом можно обогнуть мир. Не идут, а летят – день и ночь напролет. Не изобрели еще моторов, способных так долго и без сбоев работать. Никакие абрамовичи со своими яхтами-пароходами не угонятся: форсунки сгорят.

– А штиль?

– Дело в том, что weather router (погодный маршрутизатор – С.Ю.), который сидит на суше, получает по Интернету все метеосводки с планеты и прокладывает маршрут по краям штормов, рассчитывая, чтобы всегда был ветер. О том, что это требует от организаторов соревнований и в этой ее части – собранности и технической оснащенности, я тоже говорил перед чинами. Кто такой «витерратер»? Он так же, как и яхтсмен сидит, не отрываясь, только у компьютера и не имеет права отлучиться ни на минуту. Яхта напичкана электроникой похлеще «Боинга». Скорость предельная. И вот, ты сидишь, часто «на ведре», поскольку даже по нужде отойти нельзя. Спишь на нем, иногда по пять минут, если «витерратер» разрешит. Ветер – он же не по румбам дует, он отклоняется то так, то сяк. Айсберги опять же. Если они огромные – их из космоса видно, а если вот такой попадется (показывает на пианино, стоящее в офисе), все – гибель! Приходится следить за каждым писком, за каждой диаграммой на борту. И так почти все путешествие. Хочется, чтобы Россия показала в этом виде спорта себя и своих настоящих мужчин, свою техническую мощь. Специалисты есть, спортсмены тоже, не о себе говорю, я уже многое доказал. Хочется растить смену. Что же такое: англичане могут пройти кругосветку за 62 дня, у французов последний рекорд 50 дней, у американцев – 58. Чем мы хуже? Хочется государственной поддержки, как в странах, перечисленных мною выше. Я что могу в одиночку? Ну, да, ходил вокруг Антарктиды, даже один из секторов назвали моим именем. Опять же не мы назвали: мы никакого отношения не имеем ко всему этому. Назвали австралийцы, и англичане, конечно. Мне лично славы не надо, я уже старый, 57 лет, но то, что все-таки мы в Антарктиде забрали кусочек себе, и там есть наши, русские – Беллинсгаузен и Конюхов – приятно, я думаю, всем россиянам. – Когда мы Вас ждали, нам показали карту Великого Шелкового пути. Расскажите подробнее. – Патронирует этот проект Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Михайлович Миронов…

– Волей судеб Вы с ним окажетесь в одном номере журнала.

– Совпадение?

– Полное. Он приезжал к нам в Подольский район по вопросам сельского хозяйства.

– Кстати, могут неправильно понять слово «патронирует». Сергей Михайлович проработал 11 лет в Монголии как геолог, на эту тему мы и контачим. Он – один из лучших специалистов по этим вопросам. А вот Кирсан Николаевич Илюмжинов, он–то как раз и финансирует нашу экспедицию. Приурочена это к 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Будет праздник! Путешествие начнется в Монголии из Улан-Батора, потом – Китай, через Урумчи, Казахстан, через Астану и через Россию – в Калмыкию, в Элисту. Весь путь около – 7 тыс. километров. ПреодКирасан Илюмжинов и Федор Конюховолевать его будем только на верблюдах и лошадях. По времени путешествие будет длиться 8 месяцев. Без участия государства этот путь проделать нельзя. Кроме пересечения границ, есть еще одна загвоздка. В китайской провинции, по которой нам придется идти, на сегодня не спокойно. Местные мужички – шалят, постреливают. Китай там держит войска, особый режим. Получить пропуска будет очень сложно. Есть два типа бюрократии, в одной – берут взятки, поэтому любой вопрос можно решить без проблем и очень быстро, все зависит от суммы, в другой бюрократии взяток не берут, тогда вопросы решаются годами. Кто сталкивался с чиновниками Китая, знает – они взяток не берут, но вопросы решают очень обстоятельно. Поэтому «наш» вопрос быстро может решиться только на самом верху. С другой стороны Монголия, Китай, Казахстан – это те страны, с которыми нам очень выгодно дружить. Это великие народы – и по численности, и по истории, и по территории. Поэтому наше путешествие рассматриваю как шаг сближения наших народов. Думаю, это и политики понимают.

– Что вы сами лично ждете от этого путешествия?

– Хочу взять мольберт и краски и пописать вдоволь. Кстати, журнал у Вас издается в Подольске. Знаю не по-наслышке о производстве там хороших красок.

– Так и есть, приезжайте за красками.

– Перед Монголией обязательно заеду.

 

 

PS. Сказано – сделано!
1. Великий путешественник, художник Федор Конюхов в Подольске. Генеральный директор «Подольск АРТ-Центр»
О.А. Воронцов показывает буклет предприятия.

2. Е.Е. Родионова, директор галереи «СМ-АРТ», демонстрирует экспозицию.
3. Ф.Ф. Конюхов знакомится с продукцией «Подольск АРТ-Центра»
.
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседу вел Сергей Юхнов
Фото Валентин Комаров и из личного архива Ф.Ф.Конюхова

Материал взят из №7(10) журнала "Деловой Подольск"

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+