НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

 

 

 

«Человек - структура тонкая
и требует человеческого подхода»

 

Интервью с главой
Подольского муниципального
района Н.П. Москалёвым

 

– Чем Подольский муниципальный район помогает или может помочь развитию отечественного производства на своей территории?

– Вопрос имеет общий характер, и, думаю, он в большей степени касается работы центральных органов власти в нашей стране. Конечно, мы здесь, на местах, не остаёмся в стороне. Но есть ряд принципиальных моментов, от решения которых зависим и мы. К примеру, кризис. Пока обозначено в общем, что есть некий пресловутый мировой кризис, но какие меры необходимо принимать в реальном секторе, не сказано. У нас есть давние проблемы, которые по мере возможности мы решали и будем решать. И эти проблемы носят скорее внутренний характер, поскольку наши предприятия не берут кредиты у западных банков, не завязаны с их экономической системой и производят продукцию сугубо для внутреннего рынка. И, как у любого производителя в мире, их главная задача – наладить сбыт. Именно от этого зависит в большей степени экономическое здоровье района. Не хочу называть конкретные товары, чтобы не рекламировать кого-то одного, но поверьте на слово: в Подольском районе предприятия производят очень даже востребованную населением и производственниками продукцию.

По телевизору сообщают, что финансовая помощь идет от государства банкам, корпорациям и т.д. Но наши потребности в ином: помочь решить текущие проблемы реальному сектору – физическим и юридическим лицам. Очень помогло бы делу, если бы те заявленные в СМИ миллиарды рублей уменьшили проценты по кредитам под производство, под покупку квартир – до 10-12%. Пока этого не происходит, поэтому антикризисные меры до конца нам не понятны.

Естественно, в этих условиях трудно сориентироваться и что-либо планировать. Допустим, остановилась дорожная сфера из-за финансирования сверху. Что со своей стороны мы должны делать? Переучивать специалистов? Это невозможно. Потом мы прекрасно знаем: если сейчас трудности с деньгами, то завтра дорожные работы опять станут актуальными. Поэтому надо сохранять структуру. Поскольку если развалится система, то создать ее заново будет сложно.

Мы имеем представление о происходящих процессах и возможных последствиях. Стараемся вовремя выплачивать заработную плату, не проводим сокращений. Наоборот, стараемся создать новые рабочие места. И что, на мой взгляд, немаловажно, – с каждым предприятием работаем индивидуально.

– Расскажите о развитии сельского хозяйства. Принимая во внимание объективные экономические причины, развитие парка частного автотранспорта, какую перспективу недалёкого будущего района вы видите: дачная территория подольчан и москвичей или всё-таки Вам бы хотелось видеть здесь действующие сельхозпредприятия?

– Хочу подчеркнуть, сельхозугодия в Подольском районе, учитывая все реформы и вопреки деструктивным процессам – сократились минимально. Единственное – обработка земли, эффективность земледелия снизились в разы. И это, безусловно, связано с тем, что производить продукцию не выгодно.

– В России не выгодно сеять хлеб?

– Не выгодно. В этом году с реализацией выращенного зерна были проблемы. Как может быть выгодно, если, допустим, в конце прошлой зимы, молоко стоило от 10 до 14 рублей за литр. А летом цены начали диктовать по 7 рублей. При подобной нестабильности сложно говорить о развитии или хотя бы стабилизации в производстве сельхозпродукции. Дело в том, что сельское хозяйство – это не производство «в сухом» понимании слова, это образ жизни. Сельский житель – особый человек, у него другое мышление, другой ритм. Промышленность можно остановить, выключив станок, а через год опять включить. Сельское хозяйство не остановишь – это естественное течение жизни. Селяне живут этим.

Поэтому, если хотим сохранить сельское хозяйство, нужно давать людям сельского менталитета видеть перспективы. Иначе, выродив селянина, выродим и сельское хозяйство, для восстановления которого потом никакие иностранные технологии не помогут. Действовать необходимо без революционных реформирований и прыжков: то – совхозы, то – фермеры, то – лоббирование заокеанской пищи, последнее, кстати, закономерно приводит к дотациям иностранных крестьян, а не своих…

Посмотрим к примеру, на проблему производства птицы. Если прекратить закупки иностранной продукции, даже дотации для своего производства не потребуется: сельское хозяйство завалит страну курятиной! Со свининой и говядиной сложнее, здесь нужен план развития, но и он не требует каких-то особых мер. Меры эти известны практически любому специалисту или фермеру. Они известны во всём мире. Сельскохозяйственное производство должно дотироваться, регулироваться и находиться под крылом государства. Так было везде и во все времена – не надо изобретать велосипед!

По поводу дачного строительства. Нет ни смысла, ни мысли даже такой нет – становиться дачной территорией. Хотя, может быть, с какой-то торгашеской точки зрения, польза от этого была бы. Но польза временная. Потому что всё должно быть в меру: и городской образ жизни, и сельский, и дачный. А останавливаться на какой-то одной модели глупо и бесперспективно, даже с точки зрения развития общества, воспитания детей и, в целом, безопасности государства… Я считаю, что изменения в том виде, в котором они проходили в годы так называемой перестройки, – это диверсии против государства.

Как живёт Англия? Которая, если Англия, то обязательно добавляют: «старая» и «добрая». В её законодательстве сотни лет сохраняются порой самые абсурдные законы, потому что люди к ним привыкли. И это основа здоровой жизни и развития. А у нас и года не было без очередной реформы.
Ни специалист, ни структура, ни орган власти не должны работать без контроля. Они должны обязательно отчитываться за свои действия. А отчет должен быть привязан к результату. Результат есть – ты работаешь. Результата нет – ты объясняешься почему. Результат отрицательный – ты или сидишь или уходишь. Сидишь, я имею в виду, в местах не столь отдалённых. Это принцип, и он должен быть везде.

– Не секрет, что в администрации подольского муниципального района атмосфера доброты, человеческого отношения к людям. Это видно по всему – по организации культурных мероприятий, в решениях вопросов с населением, по планеркам и многому другому. Очевидно, что достигнуто это особым умением руководства Подольского района подбирать кадры на руководящие должности. Чем руководствуетесь в подборе кадров? С какими качествами Вы никогда бы не взяли человека на работу?

– Есть прекрасный лозунг: «Кадры решают все». Не нами придумано. Лозунг этот неоднократно проверен на практике. И главные критерии подбора – это порядочность, профессионализм и здоровые амбиции. Ничего другое: ни родственность, ни преданность каким-либо, даже самым благим идеям, ни удовлетворение чьих-либо просьб или кумовство – не должно влиять на подобные решения. Я никогда не шёл поперёк принципов, даже в ущерб себе. Если что-то терял от этого, все равно не делал, потому что потом выигрываешь в большем.
Меня многие, в том числе помощники, иногда не понимают, когда мы принимаем решение по кадровым вопросам. «Да с ним жить невозможно, он же ругается каждый день!» – говорят мне о каком-нибудь претенденте на должность. «Вы можете привести человека, который лучше него знает дело? – отвечаю - Не можете. Тогда миритесь с этим, пытайтесь его перевоспитать. Но работать должен он!».

Если руководитель понимает, что пришёл не на один день и собирается добиться положительного результата своей работы, то, на мой взгляд, иного подхода в кадровом вопросе быть не должно. Было много примеров, когда назначались или продвигались по служебной лестнице из-за идейных или семейных отношений – никогда это не приносило хороших плодов.
С кем я не хочу работать? В первую очередь, с непрофессионалом и подлым человеком. Хотя последнее достаточно сложно обнаружить, только время показывает. Может, со стороны и кажется, что в нашей команде нет проблем, но на самом деле ротация кадров идёт постоянно. Но всегда мы стараемся расстаться по-доброму и подыскиваем человеку соответствующее его личным качествам место.

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимоотношения с людьми надо стараться решать индивидуально. Следования каким-то схемам, пусть даже самым мудрым, в решении кадровых вопросов может привести к большим ошибкам. Человек – структура тонкая и требует человеческого подхода.

– Известно, что Вы помогаете развиваться музеям, находящимся на территории подолья, по Вашему распоряжению ведутся паспорта поселений Подольского района, такого нет более нигде. Для чего это делается?

– Здесь две причины. Первая, это желание понять и выстроить перспективы развития нашего района. В паспортах большая часть отведена именно этому: записать цели сегодняшнего дня, описать среднесрочные программы, и, наконец, чего бы вы хотели в будущем. Здесь открыта дорога для фантазий. Надо оторвать взгляд от луж в наших селеньях и посмотреть на окоём. Пусть даже это будут самые смелые мысли, но сами понимаете, даже из самых, на первый взгляд смелых мечтаний рождаются великие идеи… Из ответов на эти вопросы мы составляем представление о чаяниях жителей. Это, так сказать, первая причина появления паспортов.
Вторая – сохранение исторического пласта нашего времени. Историкам будущего будет интересно посмотреть, как появился населённый пункт, как развивался? Чего хотели люди в начале XXI века, и что получилось...

В самом начале моей работы в районной администрации мы ставили для себя задачи: каждый из 219 населённых пунктов нужно обеспечить газом, водой, чтобы обязательно присутствовала торговая точка, был телефон, надёжное энергоснабжение. Дальше – вопрос благоустройства: тротуары, детские площадки, места для всеобщего сбора жителей. Задавались вопросы: «Что вам нужно?» Одному – построить школу, совмещенную с детским садом, другому – просто футбольное поле, чтобы было спорт-ядро. Пусть самое простое – двое ворот, турник. Надо? Конечно, надо. Определяем место, чтобы, при раздаче участков, не было отдано то, что является культурно-историческим центром посёлка. Даже сама постановка вопроса заставляет людей задуматься о том месте, где живёшь. Хотелось бы, чтобы перед каждым поселком стояла плита с историей населённого пункта. Проезжий, ознакомившись, будет вести себя с уважением к жителям и традициям этого места.
А в паспортах ведётся отслеживание, как всё это делается.

И также с музеями. Два муниципальных музея мы организовали, все остальные поддерживаем. И это не какая-то специально придуманная позиция в отношении конкретно музеев. Лично моя позиция в жизни – поддерживать все хорошее. И если я имею причастность к этому, то обязан этим заниматься. Обязан.

Можно поставить вопрос иначе. Есть дела, которыми я заниматься не обязан. Тогда смотрю на суть вопроса: если дело хорошее, и есть возможность помочь, почему не помочь?
К примеру, как родился музей в посёлке Быково? В 1946 году на территории Подольского района произошло открытие,* через 30 лет оно было признано мировым сообществом и зарегистрировано под номером 103 в государственном реестре СССР. Это открытие перевернуло животноводство всего мира! Когда я узнал о том, что люди, жившие у нас под боком, сделали такое! – сомнений не было – надо увековечить. И так в 1997-98 годах открыли музей. И я уверен, что рано или поздно, когда в сознании молодёжи будут преобладать настоящие ценности, а не виртуальные, музей всемирного открытия на территории Подольского района станет местом всеобщего уважения и гордости.

Музей в поселке Щапово, тоже имеет свою «особенность». Смысл того, что здесь надо делать музей, для меня стал понятен, когда я изучил историю села Александрова. Промышленник Щапов, имея доходы от своей предпринимательской деятельности, вложил деньги в небольшое село. История подвижнической жизни Щапова – блестящий пример служения людям. Этот выдающийся случай стал основой для организации музея. Просто жить для себя – это жить как многие, а вот служить людям – это делают только избранные, о которых надо писать, рассказывать. В музее работает потомок промышленника, Ярослав Николаевич Щапов, известный человек, доктор исторических наук, который ведет там исследовательскую работу.

– Известно, что Вы верующий человек. Когда впервые в вашей жизни появилась вера в Бога? Не мешали ли старые идеологические установки советского времени? Как оцениваете время богоборчества в нашей стране?

– Моральный кодекс строителя коммунизма* во многом совпадает с христианскими представлениями о морали. Что же касается моей религиозной жизни, то я, если так можно выразиться, – нетипичный случай. Я жил у дедушки с бабушкой, которые были очень верующие. В их доме собирались люди и молились Богу, проводили праздники, читали религиозную литературу. Из-за тесноты моё спальное место было на лежанке, возле печи, и я всегда перед сном просил оставлять дверь открытой, где в большой комнате они читали. Я вырос. Обрядовая часть жизни отошла в сторону. Но, впитав с детства веру в Бога, в дальнейшем передо мной не стоял выбор: верить или не верить? Ответ для меня всегда был очевиден. Сказать, что я – настоящий православный, тоже нельзя, потому что многое из того, что я должен делать, не делаю. А как только в Советские времена появилась возможность, то, будучи ещё директором совхоза, я начал помогать реставрации четырёх храмов – это Колядинской церкви, Сертякинской, позже Валищевской, и еще позже Никулинской.
Время богоборчества оцениваю однозначно: это было использование народного заблуждения в борьбе с Россией, с нашим русским народом.

Помню глаза своего деда, у которого, я, мальчишка, ничего тогда не понимая, спросил, почему он позволил разрушить церковь в нашем родном селе Николаевке? Он, совестливый человек, чувствовал свою причастность к этому, хотя сам лично этого, естественно, не делал. В то время пришёл указ «сверху», и руками горлопанов, бездельников и проходимцев – было совершено святотатство.

Хотя сегодня судить о том времени и рассуждать, как там было, и что нужно было делать, я считаю неправильно. Необходимо изучать, смотреть, где были плюсы, где минусы и, анализируя, делать выводы. А когда выдергивают какой-то минус и на нем строят обвинение всей эпохе – это неправильно.

Вот судить партию взялись. А вы возьмите лист бумаги и расчертите его на три столбика. В первом напишите, что сделано плохого, во втором – что хорошего, а в третьем – как решались эти вопросы в мире. Тогда можно понять, где преступление, где подвиг, а где общемировая тенденция.
Вот для чего нужны музеи, которые накапливают факты для потомков: пусть учатся на историческом материале не совершать ошибки и пользоваться положительным опытом своих предков.
 

Беседовал Сергей Копычев
Фото предоставлено информационным отделом

Подольского муниципального района. Фотограф В. Иванченко
 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]