НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

 

 

О православном посте написано и сказано очень много. Стоит открыть любую современную газету или журнал, как сразу натолкнёшься на пёстрые картинки постных блюд, перечисление экзотических рецептов и советов медиков по поводу того – полезен ли пост или нет. Обычно говорят, что с медицинской точки зрения – полезен. Много говорится о том, что пост это не только отказ от еды, а всё-таки духовная работа, но как-то бледно звучат эти поучения на фоне цветастых блюд.
Отец Олег, благочинный церквей Подольского округа, согласился побеседовать на эту обширнейшую тему и снять некоторые щекотливые вопросы, возникающие у людей, начинающих или уже живущих в православной культуре.

 

 

Патриарх Кирилл, коснувшись вопроса о посте, сказал, что каждый священник, служа на своем приходе, должен понимать и осознавать ту меру поста, которую мог бы понести прихожанин, строгость в посте должна быть отеческая. Что, на мой взгляд, особенно важно понимать в сегодняшнее время, когда столько народу постится или хочет соблюдать пост. Увы, массовость даёт налёт модности этому важному действию, в свою очередь это мешает подойти со всей глубиной к этому вопросу. Традиция аскетического делания превращается в банальную диету. Но, ведь диета – это понятие сугубо медицинское. Человека сажают на диету, если он болен. Разрабатывают схему питания в соответствии с болезнью, и в соответствии со слабостями организма. Сама кухня поста, конечно, может быть диетой, но не для всех – организмы разные. Есть много примеров, когда люди выходили из поста с повышением веса, чего уж говорить и о клинических случаях, когда ношу для себя человек берёт не подъёмную. Но, вот, когда человек к посту приходит через духовную работу, молитву, работу над своей душой в течение всего года, тогда Любовь Божья даёт силы и полезность для организма и в физическом плане, тогда отказ от еды будет компенсирован духовной силой, которую приобретает человек. Господь всё даст, ибо как он Сам сказал: «Возьмите иго мое, ибо оно легко есть». Диета же ничего не даст. Может – лишь физическое улучшение, да и то сомнительно, поскольку медицинские знания у нас далеки от совершенства. А уж следования модным тенденциям похудания вообще не поддаются никакой критике. Сказано: «не сотвори себе кумира», а этот безумный стандарт 90-60-90 и есть самый настоящий кумир. На Руси издревле дородность женщины ставилась в пример, поскольку само слово «дородность», обозначало «до родов», т.е. женщину, могущую родить и выносить ребёнка, а 90-60-90 – это параметры идолов апостасийного мира, где женщине определено место не как родительнице и матери, а как партнёру по блуду. Поэтому девушки, следующие этим тенденциям, сами того не понимая, унижают себя, отказываясь от своего высшего предназначения, ради рабской службы инстинктам.
Есть ещё одна беда, которая подстерегает постящихся – впадение в гордость перед теми, кто не постится. Для нас, современных людей, уже подвиг – отказать себе хоть в чём-ни
будь, а уж тем более в еде. И вот, когда современный человек 40 дней отказывает себе в пище, у него может появиться самомнение о том, что он стал выше, мудрее, духовнее тех, кто не воздерживался за обеденным столом. Если состояние превосходства появляется, значит, что-то не так в самом подходе к этой традиции. Может быть, на какое-то время, чтобы не искушать самого себя, нужно перестать налегать на диетические воздержания, а сконцентрироваться на главном? Ведь Пост это как лекарство, в котором много компонентов. И отказ от пищи – это не самое важное в его составе, главное – покаяние…

Ещё важно честно самому себе ответить на вопрос: А зачем я пощусь?

В православной традиции – отношение к посту как к возможности человека принести дар Господу, через который и приходят ответные радости – приближение к Богу, к Церкви…
Конечно, если широко смотреть на вопрос, то любой помысел, приводящий в храм, в
целом не может расцениваться как отрицательный. Если человек ставит перед собой цель похудеть, а вместо банальных диет начинает исполнять православные традиции, это показатель духовного роста, пусть и подсознательный. Но всё-таки в идеале христианин должен вести сознательный образ жизни, он должен научиться понимать себя, чтобы как можно больше исключить из своей жизни моменты влияния греховных помыслов на принятие решений. Это как раз ещё одна польза воздержания в пище. Выходя из поста, человек начинает владеть собою, появляется культура в еде, он освобождается от зависимости перед животным, которое сидит у него внутри и «очень хочет кушать». Человек становится свободнее.

– Есть ещё проблемы, с которыми часто сталкиваются молодые семьи – это супружеские отношения во время поста.

– Скажу прямо, в этом вопросе однозначного ответа «да» или «нет» быть не может. Вопрос очень важен, поскольку речь идёт о единстве семьи, и в ответе на него надо начинать с азов. Поскольку эти, казалось бы «мелкие», причины становятся для сегодняшних людей причиной разводов.

В чём смысл христианской семьи? Зачем люди соединяются в «плоть едину»? Чтобы совместно Спасаться, и первое чего должно придерживаться – это не искушать друг друга. Вопрос должен рассматриваться со стороны любви, а не противления, озлобления и фанатичного следования «букве». Как раз главными оппонентами Господа нашего были законники, книжники и фарисеи. Это они определяли чистоту человека по чёткости соблюдения правил. И глубоко ошибаются те, кто думает, что автоматическое соблюдение их автоматически же приведёт в Царство Небесное. В этом вопросе «автоматического» быть не может. Православие – это не колдовство, где главное совершить обряд и произнести заклинание; всё надо делать по совести, по-любви, по Вере. Традиция – это хорошо, исполнение треб – похвально, но Иоанн Лествичник говорит: «если ты находишься в созерцательной молитве и услышишь, что твой сосед по келье просит чашу воды, оставь твою молитву и дай ему воду, потому что молитва – твое частное дело, а эта чаша воды – дело божественное». Любовь всегда ставится выше, чем личное или буква закона. И не важно, что Ваш сосед человек нецерковный, а вы сами решили, что он маловерующий…

– Может ли быть смыслом существования семьи только воспитание детей?

– А если семья бездетна? Значит, земной смысл в другом. Может быть, надо взять на воспитание ребёнка, проявив христианскую добродетель. Может быть, работа супругов, у каждого в своей области, наполнит смыслом и их супружеский союз, и жизнь каждого из них в отдельности. Вариантов много, Господни пути неисповедимы. Но отметина Божья на такой семье, где нет детей, стоит однозначно. Только как это воспринять: как Дар или наказание – зависит от самого человека и его любви к Создателю… Некоторые ошибочно направляют свою любовь на животных, обзаводятся собаками, кошками. Одна миллионерша в Штатах завещала своей собачонке всё своё состояние – а это уже болезнь. Любить бессловесное создание просто, ведь перед ним не надо смиряться. Здесь уместно вспомнить такие святые семейные союзы, как Иоаким и Анна, Петр и Феврония. Ни о каких пристрастиях к домашним животным в их жизни не упоминается, только любовь к Богу и смирение.

Да, в связи с семейной темой хочется предостеречь тех, кто совсем уже перестал жить по любви, а стал мерить всё правилами. Я говорю об венчанных и невенчанных браках. Церковь признаёт мужем и женой людей, чей брак зарегистрирован в светском ЗАГСе и блудом такие отношения не считает. А вот так называемые «гражданские браки» – это блуд однозначно.

Хотелось бы сказать вот ещё о какой проблеме. Когда один из родителей вбивает клинья между детьми и другой супружеской половиной. «Логика» такова: вот я такая или такой-то – правильный, православный, а моя вторая половина – не правильная, так как посты не соблюдает, не молится, в церковь не ходит и т.д. И эти мысли исподволь внедряются в голову ребёнка, что в результате приводит к трагедии – или разводу, или нестроению, когда дети перестают воспринимать отца или мать как должно. Чтобы этого не происходило, нецерковность одного из родителей другая половина должна покрывать любовью. Чтобы дети видели и чувствовали, что их родители любят друг друга и в горе, и в радости, независимо от воцерковления или соблюдения треб. Поскольку нецерковность одного из супругов может расцениваться как болезнь, которая приходит и уходит, а семья остаётся. И если один из супругов немощен – это не повод бросать его, подвергать сомнению его авторитет, а наоборот, надо помогать ему преодолеть этот недуг, также как простуду или другой физический недостаток. Боже упаси – вбивать клинья, понимаете! Это как раз тот червячок, который, подтачивая, может потопить весь семейный корабль...

Вообще пост для многих церковных людей радость. Знаю, как православные ждут его. Ждут этого особого состояния, когда явно ощущаешь приближение к благодатным основам. Весенний воздух становится другим, все чувства обостряются, взгляды прихожан очищаются, становятся светлыми. Кто видит это, никогда не станет утверждать, что перемены зависят только от приёма пищи. Хотел бы пожелать читателям вашего журнала, если кто не пробовал, побывать в этой радости хотя бы раз в жизни. И я уверен, он уже не сможет забыть этих чувств и обязательно захочет испытать их снова.
 


Материал подготовил
Сергей Юхнов

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]