НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

НПО «ЛУЧ»: МЕЧТЫ РЕАЛЬНЕЕ, ЧЕМ КАЖУТСЯ

 

Иван Иванович Федик

НПО «Луч» – уникальный комплекс современных технологий на основе монокристаллических и высокотемпературных материалов. 30 сотрудников НПО «Луч» стали лауреатами Государственных премий и премий Совета Министров. В Ученом Совете института защищено более 250 диссертаций.

 

На вопросы Сергея Грачева отвечает генеральный директор ФГУП НИИ НПО «Луч», член-корреспондент РАН, профессор, лауреат Государственной премии, президент Ядерного общества России Иван Иванович Федик.

 

 

НПО «Луч» – один из ведущих научно-исследовательских институтов атомной отрасли страны. Не потому ли, что здесь создаются и испытываются образцы ядерных ракетных двигателей, и созданные технологии уникальны?

Институт в своем развитии прошел путь от разработки новых материалов для различных типов ядерных реакторов до создания и испытаний опытных образцов ядерных ракетных двигателей и термоэмиссионных преобразователей космического назначения. В отличие от других институтов наши разработки базируются, прежде всего, на высокотемпературных керамических и тугоплавких металлических поли- и монокристаллических материалах, таких как карбиды урана, циркония, ниобия и тантала, а также молибден, вольфрам и сплавы на их основе. Для их создания разработаны разнообразные и оригинальные порошковые технологии, включая газо- и гидростатические методы формования, газофазного осаждения покрытий и вытяжки монокристаллов из расплавов и др.

Есть ли в нашей стране факторы, тормозящие движение научной мысли к необычным, даже гениальным открытиям?

Участники первых энергетических пусков реактора ИВГ-1Пожалуй, сегодня в России научные изыскания тормозятся только из-за дефицита финансирования и ослабленной материально-технической базы. Нет производства средств производства. И вот даже те разработки, которые мы 15-20 лет назад успешно выполняли, не можем решить сегодня усовершенствовать из-за устаревания оборудования. Новое оборудование приобрести весьма трудно, оно очень дорогое. Без него, без создания стендов, оснастки опытных образцов, – невозможно проводить исследования и испытания.

Сегодня мы заняты решением многих интересных задач. Одна из главных – ядерные космические установки нового поколения. Однако приходится «изворачиваться» для того, чтобы провести необходимый минимум экспериментов. Для этого нужны средства.

Наука должна быть хорошо вооружена необходимым оборудованием. Ничего не стоит идея, которая не может быть проверена на современном оборудовании. Можно сказать, что ума палата, а реальное воплощение проблематично. До тех пор, пока не начнет нормально развиваться экономика, и, как результат, укрепляться материально-техническая база, развитие науки в стране будет идти относительно скромными темпами.

Как коммерциализация влияет на атомную отрасль? Как Вы относитесь к существованию конкуренции в этой отрасли?

По поводу коммерциализации руководитель «Росатома» С.В. Кириенко сказал, что мы не должны полностью все отдать рынку. Он, как правило, ориентируется на максимум прибыли в короткие сроки. Рынок не хочет ждать выгод через 5-10 лет. Поэтому здесь должен присутствовать так называемый административный ресурс.

Установка "Топаз-2" была разработана в 1965 г.Мы бы хотели иметь здоровое соревнование, потому что монополизм тормозит развитие науки. Монополия может любую новую непонравившуюся идею очень грамотно зарубить. Должны быть несколько фирм, компаний, которые идут к решению одной задачи, но разными путями. Так, например, в советское время несколько КБ, занимающихся созданием атомной энергетики, шли своей дорогой, своим направлением. Было кому грамотно, квалифицированно оппонировать, было кого критиковать, с кем спорить. А в споре, как известно, рождается истина.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что если не создать конкуренцию в некоторых отраслях, которые можно назвать вспомогательными по отношению к атомной энергетике, мы не будем двигаться вперед. На западе существует некая система, которая по-своему борется с монополиями, выявляет факты сговора. Компании могут договориться и по сговору повысить цены на свой товар или услуги. Нужно, чтобы и у нас специальный государственный орган выявлял факты сговора и наказывал фирмы, действующие на рынке некорректно.

Возможно ли в ближайшее время открытие новых способов (принципов, технологий) передвижения космических аппаратов? Возможен ли резкий скачок в области применения энергетических возможностей?

 

Специалисты, участвовавшие в разработке ЭГК

 

Если говорить о космосе, то принципы остаются прежними, но источником передвижения космических аппаратов должна стать атомная энергия. Это и ядерные двигатели, которыми мы занимались, а также и обеспечение космических аппаратов электроэнергией на основе преобразования атомной энергии в электрическую – что станет главным принципом, по признанию всех разработчиков космических систем. Когда человечество захочет заглянуть поглубже в космос, то при движении аппарата в направлении от Солнца солнечные батареи будут беспомощны. А если говорить о наших земных делах, например, телевидении и других коммуникациях, наблюдении за погодой – здесь требуется множество «ближних» космических аппаратов, оснащенных плазменными двигателями, которые для крупных задач малоэффективны. Например, двигатели коррекции орбиты компактны, легки, но слабосильны, с маленькой тягой.

Сегодня движение космических аппаратов происходит с выбросом массы в космическое пространство. Более эффективного способа пока нет, хотя сейчас проводятся работы, в том числе нашими подольскими учеными в направлении – как осуществить полет без выброса (потери) массы. Недавно я рецензировал книгу бывших наших сотрудников «Упругая гравитация и проблемы гравитационных двигателей». Для освоения космоса очень важно построить корабль, который бы двигался без выброса массы. Пока трудно сказать, когда это проблема будет решена – все зависит от темпов укрепления экспериментальной базы. Хотя бы создать небольшую модель, чтобы понаблюдать, как можно осуществить процесс движения в безвоздушном пространстве, где вроде бы не за что зацепиться и не от чего оттолкнуться. Речь идет о том, что можно использовать гравитационные поля, которыми, как и электромагнитными, заполнено все космическое пространство. Но как их использовать? – вот проблема, для решения которой нужны новые подходы и принципы.

Как решаются проблемы безопасности атомной энергетики?

Можно сказать, что уровень безопасности достигнут высокий. Для ее дальнейшего повышения в рамках предприятий Росатома реализуется комплекс как активных, так и пассивных решений, направленных на предохранение окружающей среды от радиоактивных загрязнений при эксплуатации ядерных реакторов как в нормальных, так и аварийных условиях. Кроме того, в последнее время предлагается ряд специальных мер, связанных с усилением защиты АЭС от внешних факторов риска. Нами рассматривается возможность решения этой проблемы с позиции самозащиты активной зоны ядерного реактора. Для этого требуются определенные затраты, но решение сулит большие экономические выгоды, в том числе и возможность приблизить атомные станции к городам, снизить стоимость самих АЭС, ликвидировав массу защитных систем. В конечном итоге, это должно привести и к снижению себестоимости электроэнергии. Как быстро это случится? Все зависит от развития экономики, от политики. Казалось бы, многие полезные изобретения можно уже внедрить в настоящее время. Например, перевести все автомобили в городе на электричество, отказавшись от двигателей внутреннего сгорания. Но никто не спешит это сделать ради чистоты воздуха, потому что цены на российскую нефть растут, и зачем отказываться от прибылей? Да еще перестраивать всю систему автомобилестроения! Реально для отдельных случаев, для спец-задач – пожалуйста: например, на экологически чистых горнолыжных курортах можно ездить только на электромобилях.

 

Реактор "ИВГ-1"

 

Как наша атомная энергетика выглядит, по сравнению с западной? Какой источник энергии все-таки самый дешевый?

Технически у нас с Западом вполне схожие весовые категории. За рубежом особых преимуществ перед нами никто не достиг – в технике, хотя с экспериментальной базой у них дела обстоят лучше, это понятно. Из-за перестраивающейся до сих пор экономики у нас много позиций потеряно не только в нашей отрасли, но и в станкостроении, тяжелом машиностроении. У нас нет ни одного завода по строительству заводов (за исключением производства стройматериалов).

Тем не менее, по стоимости капитальных вложений мы конкурируем с последними разработками американских фирм. Не случайно Китай, Индия, Иран, некоторые европейские страны заказывают наши ядерные реакторы. Мы выигрываем тендеры. Правда, за рубежом атомная энергетика занимает большее место в энергетических балансах стран: у французов – за 70%, на Украине – 50%, а в России – примерно 16%. Но у нас много угля, газа, нефти, гидроэлектростанций.

По стоимости: самый дешевый источник энергии – это отходы растительного мира. Потом идут дрова, торф, сланцы, уголь, нефть, газ, гидроресурсы, атомная энергия, а затем уже самые дорогие – солнечная и ветро- энергии. Гидроэнергия и атомная приблизительно на одном уровне. Человечество вынужденно идет по пути поиска более дорогих источников энергии, потому что дешевые источники, как правило, низкокалорийны. И они, в отличие от атомной, термоядерной энергетики, исчерпаемы, то есть когда-нибудь да закончатся. А энергия естественного урана – нет.

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+