НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

НЕБЫВАЛЬЩИНА

 Отклик на фильм «Царь»  

Любую, самую светлую идею можно довести до маразма, а потом показывать на этот маразм пальцем и говорить: «Посмотрите, как уродлива идея!» Компрометация идей – это лучший бизнес современности на мультимедийном поле, поскольку на дворе век клеветы. И клеветники – процветают. А идеи могут быть разные; к примеру, монархическая идея, или идея построения православного царства, да множество всего, и не перечислишь…

Просматривая фильм Павла Лунгина, именно эти мысли и приходят в голову. Ещё приходит на память фраза по Станиславскому: «Не верю!» То, что там показано, даже в самом идиотическом обществе не бывает, и не бывало на всём протяжении истории человечества. Это – небывальщина. Поэтому ни нравственным, ни историческим уроком не может быть в принципе. На больные фантазии ориентироваться, и тем более, строить свою жизнь на них – нельзя.  Теперь что же? Из-за того, что кто-то Родину ненавидит до патологии, всем надо её не любить, историю очернять?

Конечно, на меня сейчас накинутся в защиту режиссёра: мол, он хороший дядечка, «Остров» снял! А я отвечу скромно, без пафоса: ещё посмотрим, как в сердцах людей отзовётся фильм, где человек с иудиным грехом становится святым…

Итак, тема – Царь...

Царей, Великих князей, самодержцев и императоров на Руси было много. Среди них фигура Ивана (IV) Васильевича Грозного выделяется особенно. Именно при нём государственное устройство стало утверждаться как едино централизованное  государство. До этого была феодальная раздробленность, с которой еще боролся Иван III, также прозванный Грозным (Помните школьную программу?) Именно при Иване IV упорядочено законодательство: как в церковной, так и в светской жизни, при нём принят «Стоглав», – при нём строились тракты на пример римских военных дорог…

Более 37 лет управлял сей царь державою. Это была целая эпоха со своими падениями и возвышениями, со своими победами и поражениями. Государство менялось, как менялась и сама личность самодержца. В начале правления он был юн, потом юность приобрела более зрелые формы – перешла в юношеский максимализм. Потом пошла полоса максимализма религиозного, потом терпимость, потом наступила зрелость, мудрость… Вместе с личностью государя менялся и характер правления, взаимоотношения с приближёнными.

Иван Васильевич оставил большое количество памятников литературы, интересных как для историков, так и для литераторов. Кроме переписок с властителями Европы, известны и переписки с приближёнными, опальными людьми, например, с  Курбским. Помните фразу: «Житие твое, пёс смердящий…» Это оттуда.

Написанное Грозным является высотой таланта, юмора, кругозора и мудрости. Иван IV любил шахматы, был благочестив. Один только пример его смирения перед волей настоятеля храма говорит о многом. Настоятель запретил царю входить в церковь, и Иван Васильевич приказал выстроить придел к храмовой стене, чтобы приходить в ненастную погоду, для слушания звуков литургии – песнопений и молитв.

При нём было выстроено на Руси огромное количество церквей. Самый известный говорит сам за себя – храм Василия Блаженного.

Да и ещё, – камень преткновения, для наших политиканов: по сравнению с государями Европы, Грозный казнил очень мало. Есть известный пример сравнения его опалы с репрессиями периода Елизаветы английской. Сравнивают Ивана Васильевича с ней, потому что они были современниками. Иван Васильевич Елизавету в письмах ласково называл сестрёнкой и даже какое-то время хотел посвататься к ней. Кстати, он ей подарил рецепт анисовой водки, которая до сих пор ценится в Англии.

Елизавета за 30 лет своего правления казнила по официальным данным 300 тыс. своих подданных, а Иван Грозный (по самым завышенным подсчётам) 30 тыс. за 37 лет, а последние 5 лет своего правления он вообще перестал казнить. Более чем в 10 раз кровожаднее была европейская владычица, по сравнению с нашим православным царём… А если принять во внимание масштабы – Англию и Россию, то можно сказать, что Грозный был первым в истории гуманистом из царей.

Вот такой мудрый и благочестивый образ самодержца рисуется читателю серьёзных исторических книг. В которых историки дают оценки, опираясь на факты, документы и беспристрастные характеристики, а не на легенды и показания [заинтересованных] лиц, подвергшихся опале и гонениям.

А ведь подвергались этой самой опале боярские роды, которые продолжали существовать практически до самой русской революции. Да, кстати, род Романовых, придя к престолу, немало сделал для того, чтобы преподать в особом свете имя прославленного Рюриковича. Но это так, политика… Продолжим о фильме.

То, что Павел Лунгин недолюбливает собратьев по стране, было видно из его фильмов давно. В них нет положительного персонажа, который бы ассоциировался с русским типом человека – все сплошь пьяницы, тупые таксисты, закодированные властью служаки, исполнители-палачи, продажные депутаты, проститутки и др. Таков наш народ по Лунгину. И вот вдруг в этом паноптикуме родился  образ Святого русского митрополита Филиппа. И для чего, спрашивается, родился этот светлый образ?

После просмотра фильма «Царь» было то же состояние гадливости, тошноты, как и после просмотра фильма «Груз-200». Создать такое настроение фильмом о православном и самом русском из русских царей – это надо иметь большой «талант». Ни слова о деяниях Великого государя! Только кровь, пытки, доносы и издевательства с психическими отклонениями. И вроде бы придраться не к чему – всё по «Житие митрополита Филиппа». Но ведь житие – это не история. И фильм назван не экранизацией жития, а именно «Царь». И фильм этот будут воспринимать как историческую правду. Воспринимать все те, кто историю в упор не знает, ничего не читал и не будет читать. А слышал о Грозном из современных учебников, писанных другими клеветниками.

Кстати, так – для справки. Историческая наука до сих пор не может ответить на вопрос о конфликте опричных и земских людей. Нет документов. И был ли вообще этот конфликт? Многое основано на показаниях опальных иностранцев и собственных слухах типа «одна бабка сказала».

Поскольку почти весь архив времени Ивана Грозного сгорел при пожаре 1812 года, основными из «источников», в очернении имени Ивана IV, являются воспоминания иностранцев – Альберта Шлихтинга и Генриха Штадена. Для краткости рассмотрим имя последнего, поскольку оно звучит в фильме.

Генрих Штаден, бежавший с кассой денег из родной Вестфалии на Русь, устроился переводчиком в опричном приказе. Когда почувствовал, что и на новом месте работы над ним, над варюгой, сгущаются тучи, бежал в Европу, где сделал своим бизнесом очернение имени русского царя, русского царства как такового, а так же написание плана о воинском походе на Русь, с подробными рекомендациями захватчикам. С одной стороны он планировал войну, с другой подготовил оправдательную идеологию для агрессора. Стратеги Адольфа Гитлера, при составлении плана Барбаросса, опирались на его военно-стратегические заметки как на полезный материал. Идеологов же интересует вторая часть его записок - идеологическая. Не понятно только, почему нормальные историки с упрямством продолжают опираться на эту пропаганду, изобретённую для агрессоров?

О «житие», все исследователи как XIX-XX века, так и ныне живущие учёные историки и археографы – делают один вывод: «Житие митрополита Филиппа» не может быть историческим документом. Это – легенда, записанная молодым монахом Соловецского монастыря, который жил почти через 20 лет после смерти царя Ивана Грозного. Написана легенда со слов стариков, которые жили в Соловецском монастыре при святом Филиппе Колычеве, когда тот был настоятелем. Понятно, какие факты, домыслы и народные слухи они могли пересказать молодому писцу, поскольку отношение к Грозному у них было специфическое. Многие из них пострадали от царской опалы.

Вообще историческая наука знает 170 (!) вариантов этого жития. В некоторых, по сюжету – Иван Грозный представлен как положительный герой. И никакого он Малюту Скуратова к святому Филиппу душить не подсылал. Но эти версии стали маргинальными, не прижившись в традиции, видимо, в силу вышеперечисленных политических причин.

Иван Грозный после смерти оставил вполне нормальную сильную державу. После его смерти тихо и спокойно правил его сын Фёдор Иоаннович. Между прочим, 15 лет правил, а это срок немалый! А вот после его смерти, все те боярские роды, с которыми боролся Иван IV, подняли голову, и в России началась смута. Эти боярские роды и приволокли на нашу землю лжедмитриев и тушинских воров. Значит, сговор с латинянами всё-таки существовал, значит, не так был и не прав Грозный, круто расправляясь с заговорщиками? Возможно, если бы он проправил ещё лет этак двадцать, мы бы сейчас не праздновали изгнания поляков с земли русской: оккупантов-поляков бы просто не было. Но, увы, история сослагательных наклонений не знает. Что было, то было. Именно эти боярские роды потом писали историю царя Ивана и утверждали традицию жития…

Версий о смерти Святого Филиппа Колычева наука знает четыре. Все равнозначные. Самая естественная – эта та, по которой он просто умер своей смертью. Ведь к тому времени ему было уже 62 года. Для той эпохи - возраст глубокого старика. Сам Грозный, кстати, дожил лишь до 51 года.

Итак, по версии, имеющей такое же право на существование, как и версия об убийстве, митрополит скончался естественной смертью. Малюта Скуратов приехал на похороны почтить его память, поскольку сам царь приехать не мог. Малюта и помог братии монастыря с похоронами. О Малюте, в «миру» Григории Лукьяновиче Скуратове-Бельском, хочется сказать следующее: погиб он в бою, с врагом и завещал похоронить себя в монастыре, прямо на тропе, где ходят монахи. Иван Грозный так и сделал, схоронив его где-то на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Поэтому могила «Малюты» до сих пор не найдена. Предполагают одно место на старой тропе, но любопытствующим это место не показывают. Вдруг кто-нибудь из них захочет откопать и восстановить облик русского государственника по черепу, а потом поместить его статую в кунсткамеру под названием «Злодеи России». Клеветников много на нашей территории.

Кто знает подлинные факты, подтверждённые с разных сторон и, главное, задокументированные, тот хоть чуть-чуть да начнёт сомневаться в той клевете, которая окутала имена государственных деятелей России XVI века. А фактов – огромное количество. Но «лунгины» их в упор не видят, а всё твердят как заколдованные про тиранов и репрессии. Да ещё снимают фильмы, от которых остаётся вопрос: а нормален ли сам режиссёр?

То, что митрополит не был убит, совершенно не умаляет его святости. Большинство русских святых вообще никак не отмечены на политическом фронте. Они не выступали на чьей-либо стороне, а вели тихую жизнь отшельников, молитвенников и созидателей. Святой Митрополит Филипп Колычев очень много сделал для жизнеустройства Соловецкого монастыря, для прославления имени святых Зосимы и Саватия, он был кроток и трудолюбив. Эти деяния возможно и стяжали ему венец святого на небесах. А не то, что он «боролся» и «обличал»...

 «Лунгины» воспользовались нашими внутренними политическими разборками, которые нашли отражение в написании жития, не преминули через эту лазейку ещё раз плюнуть в русских людей и русскую власть. Плюнули зло, смачно и не бесталанно…

Очень обидно было смотреть в глаза ныне покойному Олегу Ивановичу Янковскому. В фильме у него был такой взгляд, что он волей неволей передавал настроение самого актёра при виде, к примеру, игры Охлобыстина, пытавшегося исполнить роль царского шута Вассиана. Вот что хочется сказать Охлобыстину: «Играть вовеки тебе отмороженных наркоманов. Ты очень бледно и глупо смотришься в противовес классичности и высоте игры великого артиста Янковского. Не надо, Ваня, в калашный ряд, не надо…».

И напоследок с сарказмом всем любителям Ивана Грозного и монархистам. Если вы так любите царей и русскую историю, чего же вы не снимаете про них хороших многобюджетных фильмов? Денег нет? Продайте свои дворцы и «Мерседесы», и у вас будет денег в десять раз больше, чем надо для съёмок. Не делаете? Значит, так любите свою историю и Родину. Значит – лицемеры вы. Приятного аппетита, смотрите фильмы, снятые не вами.

 

Сергей Копычев

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+